Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда ДОУ

Адамова Е. А., учитель-логопед ГБДОУ № 46

Детская нейропсихология – это один из разделов нейропсихологии, науки, изучающей мозговую организацию психических процессов.

В последние годы нейропсихологические приемы используются в оказании помощи детям с отклонениями в развитии.

Наиболее эффективна помощь нейропсихологов детям, демонстрирующим выраженные диспропорции развития психических функций и  имеющим такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ТНР).

В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении письму и чтению дошкольников. Эти методы продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной, направленной коррекции.

Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе нейропсихолога, доктора психологических наук Ахутиной Т. В. и  логопеда, кандидата  педагогических наук  О. Б. Иншаковой «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет».  Ими разработаны методы обследования, с помощью которых  можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени его  особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение. Для коррекции психоречевых расстройств у таких детей существует система упражнений. Некоторые из упражнений, которые я считаю наиболее эффективными, я предлагаю вниманию специалистов.

В структуре логопедического занятия мною используются следующие упражнения:

  • Дыхательные упражнения.
    Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволяет обеспечить мозг кислородом.
    Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд.
  • Упражнения для нормализации тонуса.
    Данные упражнения направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т. к. гипо – или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Это упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.
  • Упражнения на расслабление.
    Дети кладут голову на стол. Затем логопед предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения  – прекрасный способ настроить детей на занятие.
  • Контрастные упражнения на тонус необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.
     – «Силачи» – наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.
     – «Огонь и лед» – по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.
  • Упражнения на развитие внимания.
     – «Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
     – «Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка, например, – все цветочки зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.
     – «Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «А» в бланке и обвести их.
     – «Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т. п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
    Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.
     – «Кулак-ребро-ладонь» – три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 раз сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.
     – «Ухо-нос» – одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
     – «Лезгинка» – ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки – 6-8 раз.
     – «Зеркальное рисование» – рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки: письмо букв двумя руками одновременно; раскрашивание двумя руками; письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур.
     – «Звук спрятался». Ребенку нужно запомнить звук, который произнес логопед. Затем произносятся несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
     – «Найди общий звук». Ребенку нужно внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.
     – «Веселая цепочка». Логопед называет слово и просит ребенка придумать следующее, которое начинается на последний звук услышанного слова.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для стимуляции интеллектуального развития актуально введение кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить слаженную работу полушарий мозга.  Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.