Анализ эффективности системы реверсивного наставничества в школе с фокусом на развитие личностного потенциала

Токаревских Н.А., методист ГБОУ СОШ № 297

Статья является результатом методической и проектной деятельности, осуществляемой учителями Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга в рамках внедрения школьной системы наставничества. В статье описана практика оценки эффективности системы наставничества и методика анализа эффективности реализации практики наставничества в школе. Наставничество – старейший метод передачи опыта, который исторически использовался на протяжении многих веков в образовании. Это не только единственная, но и едва ли не самая эффективная форма профессиональной адаптации молодых учителей, учителей, имеющих большой перерыв в работе, учителей, испытывающих трудности и эмоциональное напряжение в различных методах современного образования. Наставничество ориентировано на формирование позитивных взаимоотношений, способствует повышению профессиональных навыков и закреплению педагогов в образовательном учреждении. Реверсивное наставничество – модель взаимодействия двух или нескольких участников образовательного процесса по разным вопросам, где более опытный консультирует менее опытного по вопросам образовательного процесса, в которых испытывает затруднения.

Школьное наставничество предполагает учет интересов каждого учителя. Выбор наставника определяется именно его предпочтениями. Реверсивное наставничество является неформальной поддержкой со стороны более опытного коллеги. И это не всегда наставничество педагога с большим стажем работы над молодым учителем, часто молодежь помогает опытным учителям, выбирая наставников и наставляемых по их личным и профессиональным качествам, на основе интересов и потребностей подопечного.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что администрации школы важна не только система наставничества, но и оценка эффективности её введения в школе через создание мониторинговых электронных карт оценивания результатов, кодификаторов и анкет, диагностических материалов для оценки качества наставничества.

Целью «внутреннего аудита» эффективности целевой модели наставничества является составление мнения администрации об уровне продвижения системы наставничества в школе с последующим его анализом, выработкой методических рекомендаций, административных решений, корректировкой планов и программ.

Основные этапы становления системы наставничества в школе:

  1. Моделирование. Проектирование ценностных ориентаций и целевых установок, их осмысление. Проектирование системообразующих видов деятельности.
  2. Становление. Появление признаков системы: целенаправленность, внутрисистемные связи, развитие межличностных отношений, собственной системообразующей деятельности.
  3. Стабилизация. Развитие педагогического коллектива, рождение новых коллективных традиций и ценностей. Становление традиций в наставничестве.
  4. 4. Функционирование. Формы жизнедеятельности и саморазвития педагогического коллектива, их многообразие. Показатели и критерии развития эффективности системы наставничества.
  5. Обновление. Система анализа внедрения целевой модели наставничества в школе за счет инноваций, ведущих к прогрессу всей системы. Постоянный мониторинг и анализ.

Мониторинг процесса наставничества направлен на две ключевые цели:

  • выявление соответствия условий организации наставнической деятельности требованиям и принципам целевой модели наставничества;
  • оценка эффективности и полезности программы наставничества как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри школы.

Для проведения внутреннего аудита внедрения целевой модели наставничества в школе, как действующего инструмента, обеспечивающего адекватную диагностику, нами выбран «Метод педагогических измерений», разработанный на основе имеющейся в школе методики оценки качества образования – совместной разработки школы и Головного центра мониторинга и сертификации отраслевой системы Университета ИТМО «Метод формализации педагогических знаний и количественной оценки результатов образования» по руководством д.т.н. Бояшовой Светланы Анатольевны.

Оценка результатов эффективности внедрения целевой модели наставничества в ГБОУ школе № 297 осуществляется на основе моделирования проблемы, создания спецификации, кодификаторов, анкет, заполняющихся посредством использования онлайн-форм до начала работы, в процессе работы и по её завершении.

Получение и обработка сводных результатов мониторинга полностью автоматизированы. По прохождении опроса в онлайн-форме данные обрабатываются и анализируются, фокусируясь  на уровне личностного роста, степени удовлетворенности наставников и наставляемых от наставнической деятельности на «входе» и «выходе» из Программы «Целевой модели наставничества в формате «учитель-учитель» как организационной основы наставничества в ГБОУ школе 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга».

Оценка наставнических отношений предоставляет соответствующую поддержку наставническим взаимоотношениям. Процедура настоящей оценки проводится на индивидуальной основе по окончании каждой встречи наставника и наставляемого и включает в себя опрос о наставнической деятельности наставника, результатах развития наставляемого, обоюдного влияния процесса наставничества как на наставника, так и на наставляемого.

По результатам полученных мониторингов администрацией школы:

  • создаётся наглядность внедрения программы с использованием Swot- анализа,
  • пополняется накопительная база статистических данных,
  • выявляются динамики роста инновационных тенденций педагогического процесса,
  • подбираются методические пособия для помощи педагогам,
  • создаются программы обучения,
  • формируются предложения продвижения результативного опыта работы,
  • обновляются процедуры прогнозирования,
  • вносятся коррективы в локальные акты,
  • утверждаются план повышения квалификации и индивидуальный план самообучения,
  • создаются в рамках методических объединений тематические практикумы,
  • выявляются педагогические и управленческие дефициты,
  • вырабатываются административные решения.

Веер решений, включенный в кодификатор электронной карты эффективности внедрения системы наставничества с принятием административных решений, состоит из обязательных модулей и вариативной наполняемой части.

Наиболее простым решением для быстрого и объективного сбора информации от каждого педагогического звена наставников оказалось размещение универсальной матрицы (для каждой категории педагогов) и прилагающихся к ней скриптов в Google формах. Для использования данного метода не обязательно иметь под рукой место, оснащенное компьютером, так как с наличием мобильной версии мониторинговые таблицы могут заполняться в любом доступном месте. За установленные временные рамки происходит необходимый охват педагогических работников с возможным фильтром педагогов-респондентов и осуществляется обратная связь лицу, проводящему опрос. Наглядность и простота этого приема заслужили право на утвержденные школой формы обратной связи: «администрация-наставник-наставляемый».

Можно ли доверять полученным результатам? Однозначно, да. Достоверность и объективность итоговых результатов мониторинга определена заинтересованностью каждого участника программы наставничества в эффективном проведении работы, а также наличием однозначных критериев универсальной матрицы диагностики.

Целью наставничества в форме «учитель-учитель» является успешное закрепление на месте работы в должности педагога молодого специалиста, повышение учительского профессионального потенциала, создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым:

  • формирование потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
  • интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
  • ориентирование на творческое использование в деятельности передового опыта;
  • закрепление интереса к педагогической деятельности;
  • непрерывность процесса профессионального становления педагога.

Форма наставничества «учитель — учитель» является для ГБОУ школы № 297 наиболее значимой формой работы. Молодые люди, к числу которых относятся и молодые учителя – совершенно новое поколение членов педагогического сообщества. Именно в этом главным подспорьем в организации наставничества и очень важным его фактором становится профессиональный стандарт педагога и сформированный в ГБОУ школе № 297 банк методических материалов по практической методике, приёмам структурированного наблюдения за работой учителя, по организации воспитательной работы в коллективе.

Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель — учитель» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов:

  • взаимодействие «опытный педагог — молодой специалист»;
  • «лидер педагогического сообщества — педагог, испытывающий проблемы»;
  • взаимодействие «педагог-новатор — консервативный педагог»;
  • взаимодействие «опытный предметник — неопытный предметник».

Результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности всех педагогов в наставническую работу, культурную и общественную жизнь школы, что ведет к усилению уверенности в собственных силах и развитию личного, творческого и педагогического потенциалов. Это положительно влияет на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Наставляемые педагоги получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри профессии.

Успех программы наставничества напрямую зависит от наставников. Ключевым фактором, который следует учитывать при выборе наставника, является его умение говорить на одном языке с подопечными, давать объективную оценку, вести воспитательную работу, быть компетентным руководителем, лидером самообразования и беспрерывного личностного самосовершенствования.

Требования к наставнику:

  • высокая профессиональная компетентность;
  • педагогическое мастерство;
  • коммуникативные качества;
  • организаторские качества;
  • нравственно-этические качества;
  • авторитет в трудовом коллективе.

Среди оцениваемых результатов отмечаются следующие:

  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в коллективе ГБОУ школы № 297;
  • качественный рост успеваемости;
  • сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
  • рост числа собственных профессиональных работ наставляемого: статей, исследований, методических практик.

Современная школа как никогда нуждается в квалифицированных специалистах. Большую роль в этом могут и должны сыграть педагоги-наставники.

«Позади каждого добившегося успеха человека стоит тот, кто заботился о его росте и развитии. Этим человеком является их наставник» Л.В. Мозгарёв. «Алгоритм профессионального развития педагога».

Список литературы

  1. Челнокова Е. А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева.
  2. Панфилова А. П. Наставничество и обучение на рабочем месте: терминологический анализ зарубежных методов / А. П. Панфилова // Современные технологии управления
  3. Пухова Н.В. Реверсивное наставничество. Ссылка на ресурс // https://eduportal44.ru/ostrov/Oschool/SiteAssets/SitePages/Методическое%20объединение%20учителей%20начальных%20классов/Пухова%20Н.В.%20Реверсивное%20наставничество.pdf
  4. Барыбина И. А. Организация наставничества в школе / И. А. Барыбина // Школа. – 2012.
  5. Васильева А.С. Организация наставничества в школе / А. С. Васильева – URL: https://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiyanastavnichestva-v-shkole.