Использование кинезиологических упражнений при формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

 Прудниченко С.А., учитель-логопед ДО  ГБОУ № 460
Сехина А.А., учитель-логопед ДО  ГБОУ № 460

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Методики кинезиологии можно назвать универсальными, так как они развивают умственные способности с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий головного мозга.

Основная цель таких методик – развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений,  позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения используются как в развивающей деятельности в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено,  настраивающее детский организм на плодотворную работу.

При создании комплексов упражнений совмещены два обучающих принципа:

  • воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;
  • воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций.

 Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы, используемые в логопедической практике:

  • артикуляционные упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков;
  • упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. 

Для правильного произношения звуков необходима хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционные упражнения выполняем одновременно с движениями рук. При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону. Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение язык вправо и руки вправо, затем язык влево и руки влево. 

Когда движение будет освоено, вводится усложнение: язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо. В упражнении «Качели» – сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением – язык вверх, а руки вниз.

 Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает его ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производят в нормальном дыхательном ритме под счет: «раз» — сгибание ног, «два» — надавливание ими на подмышечные впадины, «три» — возвращение ног в исходное положение. Это упражнение способствует нормализации движений диафрагмы.

Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

Упражнение 3. Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина вдоха.

При автоматизации поставленных звуков можно использовать кинезиологические дорожки-лабиринты для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слога и слова,  ортопедические коврики, балансировочные подушки и кочки. 

Очень помогает пособие « Картинки на спинке».  Для развития мелкой моторики мы используем застёгивание и расстёгивание пуговиц, закручивание и раскручивание крышек банок, нанизывание бус двумя руками, сматывание пряжи в клубки.

А также в своей работе мы активно применяем различные тренажёры: балансир, «Черепаха», « Степ».

Использование кинезиологических упражнений дает как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Данная система работы позволяет оптимизировать процесс овладения навыками правильного произношения, а также повышает степень готовности ребенка к успешному освоению школьной программы.

Список литературы.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979. – С.165.
  3. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000
  4. Адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».
  5. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
  6. Образовательный портал, вебинар Н. В. Нищевой “Межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения».
  7. Интернет-ресурс. Катерина Стрий. Нейропсихолог.