1. Наставничество – это умение вдохновлять

Парфенова Т. А., учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 403

Никто не рождается одиноким.
Никто не живет в одиночестве.
Мы вместе кружимся в танце жизни.
Мы сами должны выбирать, как танцевать.
Вернон Вульф «Танец жизни»

В качестве эпиграфа я использовала слова из книги Вернона Вульфа, доктора физики и философии, основоположника уникального метода развития личности – холодинамики.

Холодинамика — это направление трансперсональной психологии, возникшее на стыке работ К. Юнга – всемирно известного швейцарского психиатра – и квантовой физики в 70-х годах 20-го века. Название этому направлению дали Вульф Вернон и Ректор Кёрк. Термин “холодинамика” состоит из двух слов “холо” — целый и “динамика” — движение.

Таким образом, холодинамика — это сила целого в действии, динамика целого, жизнь в развитии. Так в метафорической форме дать толкование явлений, которые происходят с человеком, позволяет синтез психологии и квантовой физики. Вокруг каждого человека неограниченное пространство потенциальных возможностей, каждый может реализовать себя в любой роли, в любом качестве.

Но часто люди ограничены внутренними мыслями, предубеждениями, страхами, которые создают своеобразные мысленные стереотипы. Так формируется собственная система мировоззрения.

Ценность холодинамики в том, что она помогает человеку познать себя частью мира, а мир частью себя, что способствует эволюции человека, раскрытию в себе бесконечного творческого потенциала. Согласно концепции единства, каждый человек может изменить другого человека, а также всю Вселенную, для этого необходимо изменить свои образы и мысли: меняя один элемент в системе, мы меняем всю систему. На мой взгляд, такое видение мира абсолютно созвучно с понятием наставничества.

Каждый из нас представляет свою жизнь, свою работу и профессию по-особенному, проживает по-своему каждое мгновение. Мир находится в постоянном движении. Давайте попробуем представить концепцию наставничества как некий танец.
Танец – это биение сердца, ритм твоей жизни. Танец – это не просто набор механических движений – это выражение души, проявление характера. В нем люди раскрывают свой внутренний мир, дают возможность проявиться подсознанию. Шаг вперед, два назад… Поворот головы… Пауза… Прикосновение…

Каждодневный труд учителя и ученика, наставника и наставляемого – как упражнения у хореографического станка – долгая и трудная работа, позволяющая совершенствоваться, приводящая в конечном итоге к легкости в освоении любого материала.

Каждый урок – это отдельный танец.  Предметы, которые я преподаю – в основе своей – искусство слова. И слова, сливаясь друг с другом, образуют мелодию, которая проходит сквозь душу. И какой будет эта мелодия, какие движения совершит душа каждого ребенка под нее, зависит во многом от меня. Это может быть плавный и легкий мотив медленного вальса или стремительный динамичный ритм мазурки. В самом начале словно пробуем: насколько тот или иной танец подходит? Может быть, нужен другой ритм? А может, другой партнер?

Я стараюсь понять, на что настроен каждый ученик, пришедший на урок, что для него является главным. Фигуры точны и последовательны. Если один сбивается с ритма, нужно начать все сначала, пока движения не станут синхронными.

Все дети разные: кто-то любит танго, а кто-то рок-н-ролл. У одного движения плавные, а у другого слишком ритмичные. Есть те, кто танцует постоянно, а есть такие, кто вообще стесняется и стоит в стороне. Задача наставника – показать, что любой ученик талантлив, а может быть, даже гениален. Каждый может быть солистом, и не надо этого стесняться, надо этим гордиться. На каждом уроке зажечь в каждом ученике искру, заставить двигаться. И пускай сначала эти движения будут хаотичными и неуверенными, постепенно шаг за шагом, я научу его ощущать себя в течении танца, в движении. И тогда весь класс движется в унисон.

Техника уже прописана на бессознательном уровне. Я учу ребят быть такими, какие они есть, но быть в потоке, в потоке знаний. Вместе с ними удивляюсь тонким нотам звучания музыки и интересной мысли, оцениваю талантливую работу ребенка. Без этих вечных танцев жизнь остановится. Они придают смысл всему происходящему в хаосе поиска.

Хороший танцовщик – тот, кто слышит музыку, и может танцевать музыку, даже если слышит ее впервые.  Хороший наставник – это человек, у которого есть терпение и ученики, которые впоследствии его перерастают. Он может даже не танцевать, а просто уметь давать то, что необходимо. Танец – обещание… Танец – дыхание… Танец – боль… Танец – эйфория… Без танца нет жизни. Он просто должен быть… Когда ты выходишь на жизненный паркет, танцуй так, будто это твой последний танец! Ты волен выбирать, как танцевать, насколько развиваться. Танцуй, изменяя себя! Танцуй, изменяя людей вокруг! Танцуй, изменяя мир!

Хорошо быть ДОМОМ
для единственного сердца,
из которого не хочется уходить.
Хорошо быть ЛЕСТНИЦЕЙ
для детей,
которым хочется в хмурый день
дорасти до солнца.
Хорошо быть ДВЕРЬЮ для всех,
кто хочет войти,
поскрипывать, но открываться.
И ОКНОМ,
в котором не гаснет свет
для всех, кто думает –
поздно.
 тттттттттттт В. Куприянов

#ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023 #ГодПедагогаНаставникаСПб