Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Беркалова И.В., учитель английского языка ГБОУ школа-интернат № 67 

Школа занимает особое место в жизни обучающегося и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на учителя ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащегося к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать ему необходимые знания. И вдвойне важнее, если – это ребёнок с ОВЗ.

Проблема обучения детей с ОВЗ день ото дня становится актуальней, так как, с одной стороны, наметилась тенденция увеличения численности таких детей, а с другой, появились новые возможности для социализации таких детей в обществе и получения ими полноценного образования.

Я работаю с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Конечно же, эти дети испытывают различные трудности в усвоении школьной программы, так как у них в разной степени выражены недостатки в формировании высших психических функций, недостаточные познавательные способности, наблюдаются нарушения в организации деятельности или поведения, нарушение зрительного восприятия, речевой и мелкой моторики, умственной работоспособности.

С целью коррекции нарушений развития, недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии, социальной адаптации для этих детей стараюсь создать специальные условия для их развития – коррекционно-развивающую среду.

Так как у детей с ОВЗ имеются проблемы с логическим мышлением, с запоминанием я использую наглядный материал: на доске, стенах размешаю плакаты с активной лексикой, правилами грамматики, английским алфавитом, таблицы с правильным написанием букв, часто делаю презентации. Использование занимательного материала и наличие зрительных опор в работе с детьми с ОВЗ необходимы для усвоения разных структур.

Самым главным, приоритетным направлением в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход, который учитывает специфику психики и здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности. Во время урока я стараюсь уделить внимание каждому ученику, понять, кто лучше освоил тему, какой из аспектов деятельности получается у ребенка лучше остальных. Поэтому на уроках разрабатываю индивидуальные задания для каждого ребенка, ведь дети с ОВЗ особенно нуждаются во внимании, поддержке, похвале, осознанию, что что-то получается у него хорошо. Кроме этого обязательно применяю индивидуальное оценивание работы каждого ученика: у кого-то получилось лучше сделать одно задание, кто-то быстрее всех справился с другим, а кому-то разрешаю переделать задание, с которым он не справился и уже потом ставлю оценку.

Многие дети с ОВЗ испытывают страх перед изучением английского языка. Они боятся не справиться, не понять предмет, поэтому детей с ЗПР необходимо заинтересовать изучаемым предметом.

На начальном этапе обучения английскому языку детей с ОВЗ прежде всего необходимо формировать и развивать лексические навыки, умение говорения. Приходя в класс, я стараюсь как можно больше разговаривать на английском языке с первого урока. Слыша незнакомую им речь, дети проявляют заинтересованность, хотят узнать, что значит та или иная фраза. Свой первый урок во 2а классе я начала с приветствия детей фразой: «Hello, pupils!» Оказалось, что некоторые дети уже знают, что «hello» означает «здравствуйте». Они захотели узнать, как ещё можно здороваться на английском языке. Я включила им стихотворное приветствие «Good morning!». Дети сразу стали пытаться его повторить. Мы прослушали запись несколько раз, повторили за диктором. Потом я предложила детям записать это приветствие и со следующего урока здороваться именно так. Так мы перешли к изучению ещё незнакомых им букв английского алфавита. Глядя на написанное на доске приветствие, дети заметили буквы, схожие с русскими. Им стало интересно узнать, как называются эти буквы в английском языке, как их произносить.

Также мы выучили фразы, которые используются на уроках английского языка (come to the blackboard, open your books…). Первое знакомство детей с иностранным языком произошло посредством аудирования, многократного повторения. С первого урока мы стали развивать навыки аудирования, говорения.

Содержание предмета «Английский язык» в классах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение. Они составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением всеми видами речевой деятельности.

Главной целью обучения английскому языку для обучающихся с ОВЗ является создание положительной естественной мотивации к его изучению. Для обучающихся формирование способности общаться на чужом языке связано не столько с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке. Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность.

В основе обучения детей устному общению на иностранном языке лежит игра.

Один из используемых мною методов в работе с детьми с ОВЗ – игровой. Он помогает заинтересовать детей, повысить их уровень мотивации. При помощи различных видов игр развивается внимание, память, мышление, воображение, фантазия детей и умение устанавливать закономерности. Если во время игры дети делятся на команды, это так же развивает умение работать в коллективе, общаться в социуме, помогает адаптироваться в условиях социальной среды. В зависимости от темы урока к нам «приходят в гости» различные сказочные персонажи, герои мультфильмов. Иногда для лучшего усвоения грамматики использую сказки собственного сочинения. Например, сказка про модальный глагол cаn.

«В стране Всезнайка живет модальный глагол cаn. Он очень сильный, важный, потому что все может и умеет делать. Как только он появляется в предложении за подлежащим, оно сразу начинает все уметь делать.

I can run. He can sing.

Сила модального глагола «cаn» огромна. Когда он встанет на первое место в предложении перед подлежащим, вмиг это предложение становится вопросительным.

Can you dance?

Глагол can никаким частичкам и окончаниям не позволяет становиться рядом с собой и с другим глаголом в предложении. Но одна упрямая частичка может позволить себе ослушаться глагол can. Это частичка not, она превращает глагол в отрицательную форму – can not (can`t)».

Во время изучения темы: «Colors» я использовала раскраски с цифрами. Каждая цифра соответствовала своему цвету (1-red, 2-blue, 3-green). Детям было интересно работать с данной раскраской, они повторили лексику по теме «Цвета» и у них получилась яркая, красочная картинка.

При изучении предлогов я тоже использовала игру. На доске были закреплены изображения кровати, полки, стола, стула. Дети брали картинку игрушек (teddy bear, ballerina, jack-in-the-box), закрепляли её на, под, около предметов на доске. Потом они говорили: «I put the teddy bear on the shelf. / I put the ballerina under the chair» (Я положил медведя на полку. / Я положила балерину под стул). Эта игра помогла детям повторить и закрепить лексику по темам «Мебель», «Игрушки», закрепить грамматические навыки по теме «Предлоги».

Также мы активно использовали материал рабочей тетради учебного комплекта Spotlight. Вырезали и разукрашивали маску Чаклса, куклу puppet.

При работе с такими детьми стараюсь часто использовать поощрения как словесные, так и предметные («звездочки успеха», фигурки супергероев, «кубок победителя»).

Очень важно мне как педагогу знать, понравился ли ученику урок, какие у него остались впечатления, все у него получилось или нет. С этой целью я использую карточки со смайликами. Дети очень заинтересованы, им нравится давать оценку урока.

В заключении хочется сказать, что данные приемы работы помогают мне наладить контакт с каждым ребенком, добиться от него положительных результатов в освоении иностранного языка.