Использование технологии «Утренний круг» в работе с детьми

Николаева М.В., воспитатель ГБДОУ № 43
Исакова Е.В. воспитатель ГБДОУ № 43

Личность развивается в общении и посредством
 общения. Общайтесь в удовольствие!

Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 5 до 25 минут. Утренний круг длится 10 – 15 минут в младших группах, в средней группе 15-20 минут, в старших группах 20 – 25 минут. Технология «Утренний круг» позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия.

Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.

Основными задачами утреннего сбора являются:

  • создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
  • формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
  • развитие произвольной регуляции поведения;
  • развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
  • социально – коммуникативное развитие (развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)

Именно на утреннем круге зарождаются и обсуждаются новые приключения, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы, а также планируются моменты, в которых дети становятся участниками образовательной деятельности. Воспитатель здесь несет функцию модератора, то есть он не главный, он просто направляет «сюжет» разговора в нужное, правильное русло. Это место для общения взрослых и детей, задающее смысл и стиль всей жизни группы.

Подготовительные действия

Правила. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний, например: «Говорит тот, у кого в руках мяч».

Вопросы. Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования. Например: Все ли удобно устроились? Какое у вас настроение? Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица и др.

Структура утреннего круга

  1. Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка.
  2. Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы.
  3. Приветствие. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Алина! Я рада, что ты сегодня с нами». Ребенок, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом.
  4. Новости. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня, не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.
  5. Обмен информацией. Важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня слушаем. (Например, сегодня делятся новостями только девочки или только мальчики). У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
  6. Динамическая пауза, дыхательная или пальчиковая гимнастика проводятся в соответствии с темой недели или проектом.
  7. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих.
  8. Игры по теме проекта. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности: словесные («Найди рифму», «Закончи предложение» и др.); игры-фантазии (к примеру, «Оживление предметов»); игры-цепочки (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа); игры на внимание, игры-тренинги.
  9. Предоставление права выбора центра активности. Детям предлагается самим выбрать деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать, и выбрать центр активности.

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей, и для взрослых.