Использование приемов арт-терапии  в работе с детьми с ОНР

 Казунина Ю.П., воспитатель  ГБДОУ детский сад № 46
Буслова С.П., воспитатель  ГБДОУ детский сад № 46

Мне хотелось бы рисовать так, как это делают дети –
 для них не существует законов и пропорций,
поэтому их рисунки полны экспрессии и жизни…
    Пабло Пикассо

Зачастую дети с ОНР испытывают затруднения при вербальном выражении своих мыслей и чувств. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен  она абсолютно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это, можно сказать, своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. И здесь нам  на помощь приходит арт-терапия.

Арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; относительной самостоятельностью от других составляющих педагогической действительности.

Во время проведения педагогической арт-терапии наблюдаются качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивости, неуверенности в своих силах, подавленности, страха публичных выступлений и т. д.), но и обогащение новыми способами художественной деятельности, приобретение новых возможностей, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, удовольствие от активной художественной деятельности, радость от общения).

В современном мире требования к детям становятся выше, что нередко приводит к перегрузке и появлению проблем в обучении и воспитании. Не каждый ребёнок, особенно с ОНР, может объяснить словами, что его что-то беспокоит. Более того, не каждый даже осознаёт это. Арт-терапия помогает ребенку невербально выразить свои тревоги, а педагогу — понять потребности и проблемы детей.

Прекрасный психотерапевтический эффект оказывают занятия правополушарным рисованием,они помогают воспитанникам  стать более  раскрепощенными и эмоциональными.  Специалисты считают, что данный вид рисования является новым методом лечения депрессии, гиперактивности, повышенной тревожности без лекарственных препаратов. Быстрое обучение рисованию происходит за счет включения в работу правого полушария мозга. Работы, выполненные по данной методике, при обычном простом сюжете удивляют своей живостью, глубиной, необычностью, излучая эмоциональное состояние.

Техника правополушарного рисования включает в себя различные упражнения, оригинальность и непонятность которых помогает отключать логику. Одно из самых действенных упражнений – копирование перевернутых контурных рисунков. Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа и т.д. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария. Не обращая внимания на логику, дети переносят на бумагу свое видение предмета, не задумываясь о том, как  нужно рисовать правильно. 

Мы не просто учим рисовать, мы обучаем видеть и ценить прекрасное, при помощи нанесения мазков находить духовное равновесие и учиться самовыражаться.

Ещё одним широко используемым нами в работе современным методом арт-терапии и творческого развития детей является нейрографика. Нейрографика – это графический инструментарий, представляющий собой специальные приёмы и техники, дающие возможность взаимодействия с самим собой и миром, который разработал художник и психолог Павел Пискарёв в 2014 году. Этот метод –  сочетание науки и искусства, психологии, нейропластичности мозга и графики.  В процессе особого приёма рисования активизируется мелкая моторика рук, создаются новые нейронные связи, меняется мышление.

Рисунок создаётся по определённому алгоритму, нарушать который нельзя. На первом этапе происходит выплеск внутренней проблемы на бумагу при помощи резких росчерков маркера. Все острые углы  зарисовываются и сглаживаются плавными линиями. Основной задачей на этом этапе рисования является проживание своих чувств и эмоций. Получившуюся фигуру необходимо объединить с остальным пространством на листе, растворить её в нём при помощи нейрографических линий. Затем сегменты картины объединяются и закрашиваются различными цветами. На последнем этапе прорисовываются линии поля, проходящие через весь рисунок. Они могут ассоциироваться с природным пейзажем, очертаниями каких-либо предметов и т.п. Это глубокое погружение в свой внутренний мир, так как ребёнком рисуется настроение, а не картина.

В процессе рисования нейрографики передаются чувства, эмоциональное состояние ребёнка, происходит избавление от агрессии, стресса, снятие напряжения, приобретаются навыки «самопомощи» в выходе из конфликтных и стрессовых ситуаций, развивается воображение.

Используемые нами арт-терапевтические методы позволяют:

  • изменять психоэмоциональное состояние ребенка;
  • высвободить потенциальные психические ресурсы;
  • формировать положительную мотивацию к различным видам художественной деятельности;
  • преодолевать барьеры в общении и понимании себя и других детей;
  • расширять кругозор;
  • развивать творческую инициативу;
  • создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • формировать эстетические и нравственные представления;
  • создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению душевного благополучия, радостных эмоций;
  • оставлять в памяти радостные, волнующие воспоминания, будить интерес к окружающим людям, окружающему миру, к искусству.