Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста

Кокшарова М.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради требует дисциплинированности.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего объяснить ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) угол, левый (правый) нижний угол.

Для начала дети учатся располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине.

Далее учат детей промежуточным сторонам пространства: верхний правый угол; верхний левый угол; нижний правый угол; нижний левый угол.

Работа по развитию пространственных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий.

При этом используются различные дидактические игры и упражнения:

  • зрительные диктанты – это готовые композиции орнамента, которые дети рассматривают, анализируют и воспроизводят по памяти;
  • создание орнамента под диктовку педагога;
  • самостоятельное создание композиции орнамента и рассказ по ней.

Когда хорошо получаются подобные задания, можно переходить к заданиям на листе в клетку.

Начинать лучше с черчения отрезков под диктовку педагога отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении, после чего перейти к прокладыванию маршрута для разных игровых ситуаций (Космос-звездолёт; мальчик- потерялся в лесу…).

В дальнейшем можно предложить «Зрительный диктант по клеткам»- готовые картинки перерисовать с учётом размеров.

Самый сложный вариант работы с листами в клетку — это графический диктант (рисование картинки по клеткам под диктовку педагога).

Ценность таких упражнений несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, так как в противном случае не будет результата (рисунок не получится). Также работа со схематическими изображениями реальных предметов оказывает влияние на формирование у детей более высокой формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематической.

Следовательно, в процессе выполнения разнообразных практических действий дети дошкольного возраста овладевают некоторыми графическими умениями: учатся выделять, анализировать форму предметов, их пространственное расположение, величину; осваивают обобщённые способы изображения предметов; учатся создавать различные конструкции. Однако при этом реализуются далеко не все возможности детей дошкольного возраста в овладении ими элементами графической грамоты, а на уроках в начальной школе специальная работа над формированием графических умений не предусматривается. В то же время недостаточное развитие сложно координированных графических движений руки, как отмечают исследователи, может стать препятствием для освоения в шесть-семь лет базисных движений, необходимых для дальнейшего формирования навыка письма, поэтому необходима целенаправленная работа по формированию графических умений.