Самостоятельная работа с текстом на уроках английского языка

Мантулова Е. А., учитель английского языка ГБОУ школы № 335

Чтение – это один из основных видов речевой деятельности, в основе которого лежит мыслительная деятельность. Навыки чтения важны для знакомства с иноязычной литературой и работой в Интернете. Учителю важно научить учащихся самостоятельно работать с текстом, так как чтение развивает лексический запас, языковую догадку, творческую активность, а также навыки самоконтроля.

Для того чтобы текст стал продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем следует обратить внимание на три  этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

На предтекстовом этапе Prereading обычно проводится подготовка к чтению: формирование языковой догадки и снятие лексико-грамматических трудностей.

На этом этапе создается доброжелательная атмосфера в классе и установка на самостоятельную работу.

Текстовый этап While-reading определяет вид чтения, формирует навыки чтения и решает познавательно-коммуникативные задачи.

Послетекстовый этап Postreading нужен для проверки понимания прочитанного и контроля за степенью сформированности умений чтения.

Учащиеся смогут использовать ситуацию текста в качестве языковой опоры для развития умений в устной и письменной речи, что мы и продемонстрируем в конце работы с текстом.

Для самостоятельной работы с текстом я выбрала рассказ «Vanished» из учебника «Spotlight 7» (Английский в фокусе 7 класс). Этот рассказ учащиеся изучают в первой четверти по теме «Чтение книг»

Для проведения самостоятельной работы я предлагаю работу в группах.

Предтекстовый этап длится примерно 10 минут и состоит из двух заданий. Для формирования языковой догадки задаю следующий вопрос:

Read the title and say what the text will be about. What can be the main idea of the text? (Прочитайте заголовок текста и догадайтесь, о чем рассказ. Какая может быть основная идея текста).

Учащиеся в двух группах обсуждают 1-2 минуты и предлагают свои варианты.

Текст называется «Vanished» и переводится на русский язык «Исчез». Есть также два рисунка к тексту, на которых изображены дети. По заголовку и двум картинкам учащиеся строят предположения, что речь в тексте пойдет о детях и чьем-то исчезновении.

На первом этапе необходимо снять языковые трудности.  Второе задание звучит так:

Find the highlighted words in the sentences. Try to understand them. Check in the dictionary. (Найдите в тексте выделенные слова. Постарайтесь понять их. Проверьте в словаре.)

Учащимся дается 4-5 минут для выполнения данного задания.

В тексте есть 10 выделенных слов, которые нужно перевести, чтобы понять содержание текста. Учащиеся самостоятельно в группах находят значения слов, через 5 минут все вместе проверяем правильность выполнения данного этапа работы.

На втором этапе работы с текстом я определяю вид чтения. Это изучающее чтение Detail reading. Данный вид чтения предусматривает максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации. Изучающее чтение идеально подходит для самостоятельной работы, так как формирует у учащихся умение самостоятельно преодолевать трудности в понимании текста.

На этом этапе учащимся предлагается выполнить три задания.

  1. Read the first paragraph of the text and guess what will happen next. (Прочитайте первый абзац и догадайтесь, что произойдет дальше.)
    Учащиеся в группах читают первый абзац, в котором описаны место и время действия, названы главные персонажи – создается интрига для дальнейшего развития сюжета. Каждая группа учащихся придумывает, чем закончится рассказ, и предлагает свой ответ. После этого я предлагаю дочитать текст в группах до конца и узнать, правильно догадались ученики или нет.
  2. Check your guesses and read the text to the end. (Проверьте свои догадки и дочитайте текст до конца.)
    Учащиеся в группах дочитывают рассказ и узнают, чем закончилась история.
  3. Третье задание текстового этапа необходимо для формирования умения извлекать нужную информацию.
    Divide the text into 4 parts. Give each a title. (Разделите текст на 4 части и озаглавьте каждую часть.)
    Учащиеся в группах дают заголовки каждой части. После этого проверяем вместе, какие заголовки наиболее точны и интересны.

Текстовый этап длится 15 минут.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного и для контроля за степенью сформированности умений чтения.

Этот этап содержит два задания: устное и письменное (тест).

  1. Answer the questions: (Ответьте на вопросы.)
    Where were the children? (Где были дети?)
    What was the weather like? (Какая была погода?)
    What happened to Andy? (Что случилось с Анди?)
    How did the children feel? (Как чувствовали себя дети?)
    What happened when the lights came back on? (Что произошло, когда свет зажегся?)
    Учащиеся отвечают на вопросы учителя устно.
  2. Для контроля сформированности навыков чтения учащимся предлагается выполнить самостоятельно тест. Каждый учащийся получает лист с заданиями по тексту. Тест состоит из трех заданий на понимание прочитанного. После самостоятельной работы проверяем правильные ответы.

На третий этап работы с текстом отводится 10 минут.

Завершив все три этапа работы с текстом, предлагаю учащимся инсценировать рассказ. Для этого раздаю бейджи с именами персонажей. Ребята самостоятельно выбирают себе роли и готовят инсценировку.

Подводя итог, следует отметить, что самостоятельная работа на уроках английского языка способствует расширению лексического запаса, совершенствованию речевых навыков и творческому мышлению.

Основная задача учителя – грамотно организовать самостоятельную работу учащихся на всех этапах работы. Самостоятельная работа с текстом – одна из самых важных работ при обучении иностранному языку. Данная технология развивает интерес к чтению. Если учитель правильно выполнит все задачи, то результаты будут очень высокие.