Музейные уроки: история, личность, судьба

…Там захоронено зерно,  что процветает, к срокам зрея.
Незримое – воплощено,  неслышное – громов звучнее

Мещерякова М.Н., руководитель музея ГБОУ школа № 335
Порхун Н.В., руководитель музея ГБОУ школа № 335

Сегодня мы снова обращаемся к теме «Личность, история, Отечество, патриотизм». Время диктует нам необходимость переосмысления этих понятий, нового раскрытия их для себя. Казалось, что многое из того, что происходило сто, двести, триста лет назад,  нас уже не коснется. Но это не только давно прошедшая история, но и те базовые основы, которые формировали наше общество, наше отношение к окружающему нас миру, наш менталитет. В судьбах людей происходят события, заставляющие человека определиться, сделать выбор, в первую очередь для себя, кто он и с кем он. За любой свой поступок человек несет ответственность, и последствия неотвратимо настигнут его и его близких. Именно поэтому сегодня особое значение в школе приобретает воспитательная работа.       Воспитание гражданской позиции востребовано как никогда ранее. Мы вынуждены сегодня искать новые формы работы, которые будут понятны современным подросткам.

В течение года мы разработали ряд музейных уроков в помощь классным руководителям, на которых дети не просто слушатели, а и активные участники. Нашими добрыми и надежными помощниками оказались наши родители, выпускники и их родственники. Мы провели цикл выставок, направленных на формирование личного отношения детей к окружающему их взрослому миру. Это и выставки художественного цикла «Рисуя Царское Село волшебной кистью…», по которым актив школьного музея проводил занятия для разных возрастных групп, родителей и даже наших гостей – РМО школьных библиотекарей района, а позднее была смонтирована виртуальная экскурсия, которую можно посмотреть на сайте музея; и участие в различных акциях, посвященных СВО.

Ребята вместе со взрослыми собирали посылки на фронт, монтировали видеоролики с поздравлениями бойцам, поздравляли медиков и раненых в госпитале, писали на фронт письма-треугольнички, отправляли окопные свечи. Каждому находилось дело по силам, а главное- желающих принять в общем деле участие становится все больше.

Сегодня в школе открыты две выставки: «Молюсь за тех, кто на войне» и «Героика в произведениях Н. Рериха». Слова великого мыслителя, философа многократно оказывались пророческим.

«Свет побеждает тьму. Эта истина остается непреложной. Всякие личины тьмы – чудища обло, стозевно и лаяй – не устают поносить Свет…  Тьма всюду видит тьму. Это естественно…  Также все знают, что Свет побеждает тьму…» Н.К. Рерих. Листы дневника.14 сентября 1935 года.

«В истории запечатлено, как были поражены враги русского народа. Разнообразны бывали эти поражения. Одни сказывались мгновенно, другие постепенно отстукивались на разложении, поднявшихся против России. Самые многочисленные враги земли Русской были посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением русского народа. Сколько славных вех, сколько восхождений:  Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин и Пожарский, Александр Суворов и Кутузов». Н. К. Рерих. Листы дневника.14 сентября 1943.

Наша выставка о многом расскажет, многому научит, о многом заставит задуматься. Прикоснувшись к прекрасному, человек становится лучше, добрее, светлее. Это и есть главная цель нашей работы.

Надземное слилось с земным,
И сердце было местом встречи.
Восстала подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно.
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое – воплощено,
Неслышное – громов звучнее.

И вот во имя красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке
На благо всей планеты.

Н. В. Спирина по мотивам картин Н.К. Рериха