Смехотерапия как средство профилактики стрессовых состояний у дошкольников и педагогов ДОУ

Рябченко Т.Д., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 12, ГБДОУ детский сад № 29,
Пустовая В.В., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 29

За последние годы заметно увеличилось количество дошкольников и педагогов дошкольных учреждений, у которых наблюдается повышенный уровень стресса и тревожности. Психологи связывают это явление со всё больше возрастающими ожиданиями и жёсткими рамками, которые диктует социум. Детям предстоит сделать множество открытий в этом быстро меняющемся и новом для них мире, а задача педагогов – подготовить их к различным трудностям, которые могут встретиться у них на пути.

Смехотерапия – это инновационное средство гармонизации личности, применение терапевтического юмора для коррекции настроения. Благодаря внедрению юмора, смехотерапия является благоприятным способом снятия внутреннего напряжения и создаёт условия для восприятия проблемной ситуации с другой точки зрения, что чаще всего приводит к её успешному разрешению.

Смехотерапия или гелотология в данный момент причислена к психотерапевтическим техникам. Согласно мнению японских учёных, смех способствует оптимизации функций эндокринного аппарата, иммунной и нервной систем. Кроме того, смех активизирует кровоснабжение мускулатуры и мозга, что положительно влияет как на физическую сторону личности, так и на её психику.

Смехотерапия призвана решать следующие задачи:

  1. Расслабление всего тела, снижение мышечного напряжения, стрессовых состояний.
  2. Укрепление иммунитета, повышение сопротивляемости организма к различным недугам.
  3. Выброс эндорфинов, которые способствуют появлению положительного настроения, гармонизации эмоционального фона.
  4. Отвлечение от проблемной ситуации путём анализа юмористического метода.

Часто педагоги при проведении какого-либо публичного мероприятия, выступления с докладом, обсуждения неприятного события ощущают повышенный уровень стресса и отрицательные эмоции. Специалисты по смехотерапии рекомендуют привнести в свою речь толику юмора в начале мероприятия. Это не только способствует формированию крепких социальных связей, но и снижает уровень напряжения в конкретный момент времени.

Исходя из вышеизложенного, трудно не согласиться, что смехотерапия действительно эффективна в стрессовых ситуациях. В работе с детьми и педагогами мы часто используем этот метод. Как показывает практика, наиболее востребованными являются следующие упражнения.

Упражнение «Калоши (тапочки) счастья»

Улыбка помогает в тяжёлой ситуации. Для этого упражнения потребуются обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, или тапочки.

– Уважаемые коллеги, улыбка – это маленькая монетка в копилку счастья! Поэтому сейчас, я хочу предложить вам улыбнуться и поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсона есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком в мире. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Если вам трудно найти позитив, коллеги могут помогать, ведь у каждого человека есть свое виденье ситуации.

Примеры ситуаций:

  • начальник отругал вас за опоздание на работу;
  • вы забыли выключить утюг и сожгли любимую футболку;
  • по дороге на работу вас обрызгала машина, новое платье испорчено;
  • в ванной начал протекать кран, вы чуть не затопили соседей;
  • у вас ребенок заболел, вы ушли на больничный.

(Можно предложить педагогам самим придумать ситуации)

Упражнение «Стихотворный счет»

Надо с серьезным видом прочитать любимые детские стихи, после каждого слова  вставляя «ха-ха!»

Наша ХА-ХА Таня ХА-ХА громко ХА-ХА плачет ХА-ХА
Уронила ХА-ХА в речке ХА-ХА мячик ХА-ХА
Тише ХА-ХА Танечка ХА-ХА не плачь ХА-ХА
Не утонет ХА-ХА в речке ХА-ХА мяч ХА-ХА.

Как правило, окружающие люди начинают смеяться после второго повторения ХА-ХА и общее настроение поднимается у всех.

Упражнение «Танцевальный марафон»

Включается веселая ритмичная мелодия, дети/взрослые начинают танцевать, а ведущий говорит им,  каким способом надо исполнять танец. Например: танцуем, копируя движения футболистов, изображая кипящий чайник, как первобытные люди на охоте, подражая движениям мартышек, изображая пингвинов, используя в танце кегли, присев на корточки, встав на одну ногу, подражая походке медведя, представив себя бабочкой, изображая самолет, имитируя движения лыжника.

Упражнение «Раз, два, три – правильно иди!»

Все участники идут по кругу, а ведущий считает. Если он произносит «раз», все идут в том же направлении, как шли. Если говорит «два» все должны развернуться и идти в обратном направлении. Если – «три», нужно передвигаться прыжками. Кто ошибся – выбывает из игры.

Эти простые упражнения помогают поднять настроение, но человеку необходимо научиться позитивно смотреть на жизнь. Этому помогут простые советы:

  • Научитесь просыпаться с улыбкой и благодарить за наступивший день.
  • Улыбайтесь окружающим, и люди будут улыбаться вам в ответ. Совсем скоро вы заметите, что находитесь в окружении людей с радостными лицами.
  • Смотрите кинокомедии, юмористические передачи. Также можно распечатать смешные картинки, наклеить их в местах, где вы чаще всего проводите время.
  • Встаньте перед зеркалом и попробуйте улыбнуться себе (скорчить рожицу, показать язык своему отражению), попытайтесь задержать свою улыбку. Ваши мысли начнут меняться и через некоторое время улыбка станет настоящей, а не вынужденной/наигранной.
  • Высмеивайте сложные ситуации, доводя их в своем воображении до абсурда. Со временем вы научитесь получать удовольствие даже от них.

Попробуйте встать, вдохнуть и рассмеяться. У вас не получится. Люди слишком серьезны, озадачены своими делами. Некоторым сложно искренне рассмеяться, даже услышав веселую шутку. Не бойтесь быть смешными и смеяться над собой. Не задумывайтесь над тем, как звучит ваш смех. Ведь именно смех, а не сдержанная улыбка, приносит пользу. Развивайте свое чувство юмора, и вы увидите, как меняется ваше окружение и мир вокруг.