Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре

Малышева А.Ю., инструктор по физической культуре ГБДОУ № 4
Скороходова Е.А., музыкальный руководитель ГБДОУ № 4

Задачи музыкального воспитания и развития ребенка в ФГОС ДО раскрыты не только в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», но и в других образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Физическое развитие». В системе дошкольного воспитания особое значение уделяется организации взаимодействия в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

В нашем ДОУ эти специалисты работают в тесном контакте друг с другом. Педагоги стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и развитию ребенка и единый стиль работы в целом.   

Чтобы обеспечить такое единство в работе педагогов, выработаны основные задачи.

  1. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по организации развлечений и досугов.
  2. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические занятия, чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать и инструктор по физической культуре, и музыкальный руководитель.
  3. Тесное взаимодействие на занятиях.

На физкультурном занятии по необходимости используется музыкальное сопровождение. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для бега, для прыжков – полька, галоп. Музыка, используемая на физкультурных занятиях, сопровождает движения и благотворно влияет на их качество: выразительность, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Кроме того, музыка создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, положительно влияет на развитие слуха.

Во второй части занятия при выполнении общеразвивающих упражнений также используется музыкальное сопровождение. Особенно интересны детям упражнения с предметами (лентами, мячами, флажками, обручами и т.д.), такие упражнения близки к простейшим движениям художественной гимнастики и спортивным танцам –  они увлекают детей, развивают координацию и пластичность, способствуют развитию навыка общения с предметами. При выполнении ОВД (основные виды движения) музыкальное сопровождение не используют.

 В подвижных играх на физкультурном занятии музыка используется выборочно, по усмотрению педагогов.

Таким образом, инструктор по физической культуре отрабатывает и совершенствует простейшие танцевальные движения (боковой и прямой галоп, подскоки, перестроения в круги из круга, перестроение парами, тройками и т.д.), тем самым помогая музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и развлечениям.

Навыки, формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях.   

В 2022-2023 учебном году совместно были подготовлены и проведены такие мероприятия:

  • Осенний квест, посвящённый празднику осени и сбора урожая.
    Дети выполняли различные задания на станциях. После пройденных испытаний ребята получили от сказочных героев, которые проводили квест, ключи. Ключи не простые, а от волшебного сундучка, в котором находились дары осени – яблоки.
  • Развлечение, посвящённое Дню матери.
    Специалисты подготовили совместно музыкальные игры, сценки. Дети порадовали своих мам нежными песнями и душевными стихами.
  • Новый год у ворот.
    Праздники во всех возрастных группах. Совместно разучивали танцы, подбирали музыку, работали над сценариями, украшали зал. Праздники прошли во всех группах на высоком эмоциональном уровне.
  • Сразу после новогодних каникул в детском саду на площадке прошли колядки.
    Специалисты разработали не только сценарий, но и были героями развлечения (скоморох, лошадка, Баба-Яга). Развлекали детей песнями, играми, загадками. В конце герои порадовали детей зимними забавами – катанием на санях.
  • В феврале подготовили и провели совместное развлечение с родителями, посвящённое Дню защитника Отечества.
    Мероприятие проходило совместно с родителями в зале детского сада, который предварительно украсили флажками, шарами в соответствующей тематике «Морские учения». Музыкальный руководитель разучил песни к празднику.
  • 22 февраля специалисты подготовили и провели Масленицу.
    Дети разучили песню «Ой, блины», подготовили музыкально-подвижные игры «Чиж», «Ручеёк», «Платочек» и др.
  • В марте прошёл во всех возрастных группах Праздник весны.
    В каждой группе сценарий отличался. Воспитатели групп разучивали с ребятами сценки, стихи, песни, работали с детьми над театрализованными постановками, создавали презентации.
    Специалисты адаптировали сценарии, подбирали музыку, игровой материал, песни, репетировали с детьми, украшали зал.
  • 1 апреля День смеха – традиционное развлечение в детском саду.
    Специалистами был разработан сценарий «В стране Мульти-Пульти». Героиней мероприятия была фрекен Бок (инструктор по ФК), которая веселила детей шутками, выдумками, смешными танцами в промежутках между номерами, которые представляли дети в каждой возрастной группе. С детьми разучивали и готовили номера воспитатели групп. Дети показали свои таланты и творческие способности.
  • В мае планируется праздничная программа, посвящённая Дню победы.
    Для праздника разучиваются песни, танцевальные номера.
  • В конце мая в нашем саду намечается знаменательный день для наших выпускников.
    В этом году в каждой группе своя тематика.
    Специалисты разрабатывают соответствующую программу, вместе с детьми разучивают танцы для праздника. Подбирается игровой материал в соответствии с темой.

Специалисты ДОУ совместно каждый год готовят детей к конкурсу «Звёзды на ладошке», который проходит в ДК «Пушкинский». В этом году в номинации «Кроха» выступали самые маленькие детки нашего детского сада с танцем «Бусинки» и получили диплом II степени.

Таким образом, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре взаимодействуют не только в подготовках к праздникам, но и в повседневном образовательном процессе, а также во всех городских мероприятиях.

Такое взаимодействие способствует благоприятной обстановке на рабочем месте, что немаловажно для успешного развития ребёнка.