Взаимодействие учителя-логопеда с родителями: традиционные и инновационные формы

Колесова В. В., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 42
Куриленко Л. С., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 42

Взаимодействие педагога и родителей определяет успешность коррекционно-развивающего обучения дошкольников с нарушениями речи.

Основные задачи работы учителя-логопеда с родителями:

  • оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития речи ребенка;
  • объяснить родителям важность правильного формирования речи детей;
  • показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях;
  • добиться тесного и доверительного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения наилучших результатов в коррекционной работе.

В своей работе с родителями дошкольников с ТНР мы используем как традиционные, так и инновационные формы работы.

Информационный центр

Включает в себя информационный стенд для родителей, уголок логопеда в раздевалке группы, папки-передвижки, папку с подборкой письменных консультаций и памяток. На стенде выставляется информация об особенностях речевого развития детей разного возраста, различные памятки, рекомендации учителя-логопеда. В раздевалках групп выставляется методический материал и рекомендации, соответствующие лексической теме недели.

Статьи в газете детского сада

В нашем саду уже не первый год выпускается ежемесячная газета, в которой всегда находится место и для странички учителя-логопеда. В статьях, как правило, публикуется материал о том, что интересного мы изучаем на наших занятиях с детьми, а также даются примеры игр и упражнений для дома с рекомендациями к их выполнению.

Индивидуальные тетради взаимосвязи

Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям, которые хоть и носят рекомендательный характер, но являются неотъемлемым условием успешной коррекционно-развивающей работы. Эти задания направлены на закрепление у детей в домашних условиях тех логопедических умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, а также по формированию правильного произношения (артикуляционная, дыхательная гимнастики) и автоматизации звуков. Ведение индивидуальных тетрадей предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, выполняя задания с ребенком, а также проследить систему и динамику обучения.

Группа в ВК для родителей

Современный учитель-логопед может широко использовать возможности интернета для повышения эффективности коррекционного процесса в сотрудничестве с родителями. В группах ВК на стене мы размещаем ознакомительную и обучающую информацию. Это предоставляет родителям возможность оперативного получения такой информации, как: новости, домашние задания, расписание занятий, рекомендации, анонсы проводимых мероприятий и многое другое. Данная форма работы с родителями не исключает возможности получения индивидуальной информации в личном сообщении.

Родительские собрания

Обязательно проводятся два раза в год, остальные – по мере необходимости.  В начале учебного года учитель-логопед рассказывает родителям о планах работы на год, проводит анкетирование родителей, сообщает об основных этапах работы, видах занятий, которые будут проводиться, объясняет значимость взаимодействия родителей и учителя-логопеда в коррекционном процессе. В конце учебного года, как правило, подводятся итоги работы с презентацией результатов, даются рекомендации на время летних каникул, а если группа выпускная – на что нужно обратить внимание в начальной школе.

Консультации и тренинги

Индивидуальные консультации по выполнению домашних заданий логопеда актуальны в течение всего года. Родителям бывает сложно организовать работу дома, возникает много вопросов по выполнению заданий в тетради, особенно на автоматизацию звуков. Очень важно проконтролировать правильность выполнения заданий, чтобы избежать закрепления нечёткой артикуляции того или иного звука. Такие консультации проводятся в присутствии ребенка. Помимо таких консультаций, проводятся тренинги для родителей. Например, обучаем выполнять специальные упражнения для постановки сложных звуков. Совместные тренинги по выполнению самомассажа также являются эффективной и интересной формой взаимодействия с семьёй.

Семинары-практикумы

Кроме индивидуальных тренингов, мы проводим обучающие семинары по выполнению артикуляционной гимнастики. На таких семинарах родителям в доступной форме рассказывается об основных видах нарушения звукопроизношения и о том, какие упражнения помогают подготовить речевой аппарат к постановке этих звуков. Учитель-логопед демонстрирует артикуляционные упражнения, а родители выполняют их перед зеркалом. Такой семинар целесообразно проводить в начале учебного года.

Не меньшие, чем выполнение артикуляционной гимнастики, затруднения у родителей вызывают задания, направленные на развитие фонематических процессов. На семинаре-практикуме «Занимательная фонематика» родителям в доступной форме дается информация о том, какие бывают звуки речи, об их обозначениях, которые мы используем на занятиях. А затем родители сами пробуют свои силы в выполнении заданий на дифференциацию звуков и составление звуковых схем слова.

Мастер-классы

В течение всего периода пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности с родителями проводятся мастер-классы, на которых мы не только рассказываем о том, как нужно заниматься с ребенком, но и изготавливаем дидактические игры и пособия для домашнего использования. Мастер-классы не только вызывают интерес у родителей, но и являются очень продуктивной формой взаимодействия, так как в результате пополняется запас дидактических пособий, а также формируется домашняя игротека. Это самые простые в изготовлении функциональные игры, которые родители могут создать дома вместе со своим ребенком и активно использовать их в совместных занятиях. Также мы записываем видео мастер-классов, которые выкладываем в группах социальной сети или в беседах мессенджеров. Родители вместе с детьми изготавливают пособие, следуя видео инструкциям, а затем присылают нам свои видео и фото отчёты.

Вовлечение родителей в проектную деятельность

Проекты могут быть краткосрочные и долгосрочные. Например, долгосрочный  проект по созданию мини-музея букв в ДОУ. Сама работа по созданию мини-музея состояла из нескольких этапов. Подготовительный этап – один из самых важных – проходил при непосредственном участии семей воспитанников. На протяжении всего этапа мы проводили систематические консультации для родителей с целью создания уникальных, не повторяющихся экспонатов букв, изготовленных в разных техниках, из различных и безопасных материалов. В результате такого взаимодействия у нас получился мини-музей букв «Весёлый алфавит», экспонаты которого мы активно используем в своей коррекционно-развивающей работе.

Использование театральной деятельности

Также в своей работе мы используем театральную деятельность: готовим с детьми спектакли, которые потом показываем не только ребятам нашего детского сада, но и родителям. В процессе такого взаимодействия происходит закрепление правильного произношения звуков речи у детей, выработка интонационной выразительности речи и подачи голоса, а родители видят результаты коррекционной работы. Кроме того, родители и сами участвуют в постановке спектаклей, что вызывает бурю положительных эмоций у их детей во время просмотра.

Открытые занятия для родителей

Ещё одна из эффективных форм работы с родителями – это открытые занятия.  На таких занятиях родители могут увидеть, как правильно проводить игры и выполнять задания, как задать ребенку вопрос, чтобы получить на него верный ответ. На открытом занятии, которое было проведено в форме викторины, родители смогли побыть в роли педагога. Для детей это был настоящий сюрприз и вызвал исключительно положительные эмоции у всех участников процесса.

Видеотека

Несмотря на разнообразие используемых форм взаимодействия с семьями воспитанников, есть родители, которым трудно найти время на консультации, собрания, посещение занятий и даже праздников. Такая ситуация побудила нас к созданию видеотеки. Это могут быть видео фрагменты групповых занятий, праздников, досугов, которые выкладываются в группу. Запись индивидуальных занятий, выполнение ребенком упражнений артикуляционной гимнастики, которые необходимо отрабатывать дома, высылается родителям личным сообщением. В период дистанционной работы данная форма взаимодействия с родителями была очень актуальна и активно нами использовалась.

Квесты и терренкуры

В процессе коррекционной работы с детьми мы активно используем здоровьесберегающие технологии. Этой теме был посвящен квест для родителей «Путешествие за здоровьем», в котором участвовали все педагоги и специалисты нашего детского сада. Мы представляли свою станцию «Артикуляционную».

Ещё одна нетрадиционная и очень интересная форма взаимодействия с семьями наших воспитанников – образовательный терренкур. Образовательный терренкур – это специально организованный маршрут по территории с посещением зоны игр, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением оздоровительных троп. Такие мероприятия можно проводить с детьми и родителями на территории ДОУ. Нашей целью было показать родителям, какие игры с детьми повышают двигательную, познавательную, речевую и творческую активность каждого ребёнка, а также способствуют оздоровлению организма детей.

Таким образом, получив возможность участвовать в коррекционно-образовательном процессе, родители постепенно становятся более активными. Сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению педагогической компетентности родителей, заинтересованности родителей в сотрудничестве с логопедом, удовлетворённости родителей качеством проделанной работы. Это в свою очередь положительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.