Математическая прогулка по городу Санкт-Петербургу

Харитонова И.В., учитель начальных классов ГБОУ школы № 297

А математику уже затем учить следует,
что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов

2 марта 2023 года в школе № 297 на районном семинаре «Учимся вместе» в 4 Г классе прошёл открытый урок математики по теме «Закрепление изученного материала. Математическая прогулка по городу Санкт-Петербургу».

Урок начался словами великого русского учёного М. В. Ломоносова, которые настроили учащихся на работу. Целью этапа мотивации являлось создание положительного эмоционального настроя и предвосхищение интересного окончания урока.

На этапе затруднения учащиеся работали в паре. Было предложено задание на внимание: найди 3 отличия у двух изображений Александровской колонны.  Создавалась ситуация успеха через воспроизведение обучающимися жизненных знаний, необходимых и достаточных для определения темы и задач урока.

Для реализации поставленной цели была выполнена разминка «Цветной устный счёт», результатом которого оказалась дата основания города Санкт-Петербурга – 1703 год. Ребята подсчитали, что в 2023 году городу исполнится 320 лет!

Петровский сундук, классическая музыка, игрушечный заяц – загадки, которые подвели учащихся к истории основания Санкт-Петербурга.  При решении числовых выражений нужно было найти ошибку в вычислениях, выполнить проверку и узнать высоту Петропавловского собора – самого высокого сооружения города до 2012 года. Согласно алгоритму письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, учащиеся нашли значения числовых выражений. Путём проверки доказали, что использовали верный способ решения.

Корнем решения уравнений были ещё два значимых числа: дата рождения Петра I и юбилей царя-реформатора, который отмечала вся Россия в 2022 году. Учащиеся показали знание компонентов действий и правила нахождения неизвестного числа.

Сообщение о строительстве Петром I морского флота плавно подвело ребят к этапу работы с учебником. Учащиеся составляли и решали задачу на движение, используя новые факты! Они выясняли, за какое время проходили водный путь в 1200 км между Москвой и Санкт-Петербургом   петровские  парусные суда и сколько времени на это потратят современные суда с подводными крыльями, у которых  скорость движения 140 км/ч. Работая над задачей, говорили о развитии нашей страны и новых технологиях.

В группах учащиеся работали самостоятельно. Работа с планом Летнего сада – задание формата ВПР, цель которого – формировать навыки совместной работы, умение анализировать, сравнивать, обобщать, совершенствовать умение работать с планом. Самопроверку учащиеся выполняли по эталону, действуя согласно алгоритму, выявляли и корректировали ошибки, определяя способы действий.

Итог урока подведён. Определены пути дальнейшей работы.

Рефлексия связующей нитью проходила через каждый этап урока. В «Колесе успеха» ребята оценивали результаты своей работы. В итоге учащиеся систематизировали информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям.

В конце урока четвероклассники   узнали  ещё один исторический факт: в 2023 году свой юбилей отмечает особенная и очень важная  книга – первый русский учебник математики «Арифметика» Леонтия Магницкого, вышедший в 1703 году. Фамилию Магницкий автору учебника даровал лично Петр I за то, что он схож с магнитом, то есть  «как магнит привлекает к себе железо, так этот учитель природными способностями своими обратил внимание на себя». Михаил Ломоносов назвал «Арифметику» Магницкого «вратами учености».

Кому из ребят интересно было узнать, чему и как обучались их сверстники в начале 18 века, было предложено попробовать выполнить те же задания, которые предлагали ученикам 200 или 300 лет назад.

Домашнее задание было выдано по выбору: задача на движение и решение числовых выражений из учебника, карточка «Логика», карточка с задачами из учебника «Арифметика» Леонтия Магницкого. 

Урок проведён в соответствии с требованиями технологии системно-деятельностного подхода. С целью избегания переутомления использовалась физкультминутка.

На всех этапах урока прослеживалась положительная мотивация к учебной деятельности, создавались ситуации успеха. Рациональная организация контроля обеспечивала обратную связь. Оценивание осуществлялось по конечному результату и в процессе всего урока.

В уроке использовался исторический материал о городе Санкт-Петербурге для привлечения внимания учащихся, развития интереса к предмету, воспитания патриотизма, любви к малой родине, своей стране.