Из опыта работы над проектом в начальных классах

Андреева С.Н.,  учитель начальных классов ГБОУ школы № 297

В 2022-2023 учебном году ученик 2-б класса ГБОУ школы № 297 Лисицын Максим участвовал в XIII межрайонной открытой проектно-исследовательской конференции младших школьников «В науку первые шаги». Это уже  третий проект моих учеников по предмету  «Естествознание», который  вызывает у многих ребят большой интерес.  Ранее мой ученик Дмитрий Кривушенков, обучаясь в 3-ем, а потом и в  4-ом классе, принимал участие в этой конференции и получил Диплом I степени. Есть у нас и  опыт выступления  в городской конференции с международным участием.  

В данном учебном году мой ученик Лисицын Максим откликнулся на моё предложение поучаствовать в создании проекта к конференции, и в результате стал обладателем  Диплома I степени.

Я предложила ученику и его маме самим выбрать тему, которая интересна ребёнку, помогла определиться со структурой проекта (наметить цель, сформулировать задачи, определить продукт проекта). Я  корректировала работу на всех этапах, проводила проверку печатного варианта.

В работе Максиму помогала его мама. Она приложила много усилий, чтобы ему помочь. Всё-таки для второклассника такой вид деятельности является новым и довольно трудным. При помощи мамы у Максима получился интересный, грамотно построенный и соответствующий заявленной теме проект. Однако и сам Максим проделал большую работу.  Продуктом проекта стала презентация, которую мальчик  сначала продемонстрировал одноклассникам.

Среди участников конференции была довольно серьёзная конкуренция. Максим являлся единственным участником из нашей школы, но, несмотря на  первый опыт, он достойно выступил на защите своего проекта, смело и со знанием дела отвечал на вопросы жюри, за что и получил достойную награду.

Теперь о проекте.

Цель проекта: уточнить и расширить знания о воде, её свойствах, процессе замерзания.

Задачи проекта:

  • проанализировать научную информацию по теме;
  • изучить и увидеть свойства воды;
  • проделать опыты с водой;
  • узнать условия кристаллизации воды;
  • сделать выводы о свойствах воды и процессе замерзания;
  • представить проект исследования –  презентацию.

Предмет исследования: вода, её свойства и процесс замерзания воды.

Вода – самое необходимое вещество для всего живого.

5 интересных фактов о воде:

  • Самая чистая вода в Финляндии.
  • Вода – переносчик болезней.
  • Больше всего пресной воды – в ледниках.
  • 35 тонн воды расходует человек за свою жизнь.
  • Есть вода, которая горит.

Практические эксперименты

Процесс кристаллизации воды. Результаты опытов по процессу замерзания горячей и холодной воды.

Время

Температура холодной воды,  С

Температура горячей воды, °С

0 минут

20,6

69,6

20 минут

9,2

26,1

40 минут

2,4

-0,2 (замерзла)

60 минут

0,6

-1,5

80 минут

-1 (замерзла)

-1,2

 Процесс кристаллизации воды. Результаты опыта. Замерзание очищенной питьевой и соленой воды:

Время

Температура соленой воды, °С

Температура обычной воды, °С

0 минут

24,8

25,0

20 минут

9,2

11,1

40 минут

0,1

0,9

60 минут

-3,1 (не замерзла)

-0,1 (замерзла)

80 минут

-5,1 (образовалась кашица)

-0,9

Соль замедляет процесс перехода воды из жидкого состояния  в твердое состояние!

Это краткое описание работы. Но по этому описанию можно понять, что для создания данного проекта  были приложены большие усилия.  Процесс и результат проекта принёс ученику удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений. Главным результатом школьного образования стало его соответствие целям опережающего развития.

Вывод учителя: дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решение, формулировать интересы и осознавать возможности. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.