Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями

Болдырева И. П., учитель-логопед ГБДОУ  детский сад № 7

…задачи воспитания и развития будут успешно решены
в том случае, если педагоги будут поддерживать
связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
В.А. Сухомлинский

Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности педагога. В настоящее время сотрудничество учителя-логопеда с родителями особенно актуально и востребовано. Педагоги ищут новые точки взаимодействия в  инновационных формах  работы с родителями. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в ней  родителей. Именно в семье ребёнок проходит первые этапы социализации,  здесь начинается развитие его личности.

Важно найти такие формы взаимодействия с семьёй, при которых возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

Работа учителя-логопеда с родителями детей с ТНР определена как обязательная и является составной частью в программе обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Значимость семьи особенно возрастает при воспитании детей с речевыми нарушениями. Систематическая и целенаправленная помощь родителей ребенку с речевыми нарушениями в сочетании со своевременным выполнением рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника.

Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу –  определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приёмы преодоления речевого нарушения. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

Совместная педагогическая работа заключается в повышении качества коррекционно-образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников и направлена на решение следующих задач:

  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
  • установление единства в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания..

Этим  задачам подчинена вся работа с семьёй, проводимая в дошкольном учреждении.  В современной дошкольной логопедии определены различные формы и методы  работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Традиционные формы работы

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, в середине и в конце учебного года. Учитель-логопед знакомит родителей со спецификой логопедической группы,  разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения группы. На таком собрании намечаются пути и формы взаимодействия с родителями, устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создаётся атмосфера общности интересов.

Важно, чтобы родители на собрании не были пассивными, включались в ту или иную предложенную им работу. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной ежедневной работы с ребёнком по определенным заданиям логопеда и воспитателей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Педагогам следует помочь родителям стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

Консультации и семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными,  отвечали запросам родителей, развивали дух плодотворного сотрудничества.

Наиболее актуальные темы для консультаций:

  • артикуляционная гимнастика;
  • развитие мелкой моторики;
  • выполнение домашнего задания;
  • развитие внимания и мышления;
  • речевые игры дома;
  • как следить за автоматизацией звука в домашних условиях;
  • как учить звуко-буквенному анализу.

Логопеду в работе с семьями воспитанников поможет такая форма, как анкетирование родителей.

Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно получить о ребёнке необходимые сведения: состав семьи, особенности семейного воспитания, раннее речевое и психомоторное развитие ребёнка и так далее.

Беседа предполагает двустороннюю активность: логопеда и родителей. Во время беседы после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами диагностики. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор.  Беседу нужно вести тактично. Её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми имеют коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности; артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Родители могут посещать индивидуальные занятия ребёнка с логопедом. Основное внимание  обращается  на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются  практическим приёмам работы с ребёнком.

Наглядная форма работы важна для родителей. Внедрение в практику разнообразных форм наглядности активизирует  родителей в решении задач коррекции речи детей. Речевой уголок определяет тему занятия. Рубрика «Домашнее задание» даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например,  артикуляции, то есть  объясняет,   как заниматься дома по лексической теме. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь. Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями.

Нетрадиционные формы  работы

Семинар-практикум. На занятии  могут выступать логопед, воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Заранее определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, по теме «Роль игры в речевом развитии детей» подготавливается небольшое теоретическое сообщение; затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду; подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх;  вспомнить игры, в которые они играли в детстве и  которым они могут обучить своих детей, а также  определить  их ценность с точки зрения развития речи.

Мастер-класс. Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что педагоги и  родители могут поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрировав свои достижения в той или иной области. Это мероприятие, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.  Оно имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце  мастер-класса подводится итог, и родителям предлагается  выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

Вечера вопросов и ответов. Предварительно родителям дается задание продумать и  сформулировать наиболее волнующие вопросы. В ходе обсуждения вопросов со специалистами и  другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

Родительские тренинги. Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы в том, что на тренинге для каждого  участника становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников.

Таким образом, представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.

От родительского собрания или индивидуальной консультации тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, закрепляется в сознании родителей.

Дневник красивой и правильной речи. В дневнике записываются индивидуальные домашние задания по коррекции звукопроизношения. Выполнение заданий в дневнике позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата.

На первой странице в дневнике отображается экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Это обозначается буквами:

  • «П»- звук требует постановки; выполняем артикуляционные упражнения;
  • «А»- звук требует автоматизации в слогах, словах;
  • «Д»- звуки нуждаются в дифференциации;
  • «С»- необходимо следить за правильностью произношения этого звука в самостоятельной речи.

Таким образом, с помощью экрана родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё не поставлен, какой автоматизируется, а какой введён в речь.

Также в дневнике дается описание артикуляционных упражнений, которые с ребенком можно выполнять дома перед зеркалом. Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом.

Родительская почта. Все родители хотят, чтобы их детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы ребенок полноценно развивался и общался. Именно поэтому у родителей возникают разнообразные предложения, пожелания, замечания или вопросы. Для этих целей используется «родительская почта».

Родительская почта – одна из нетрадиционных форм работы, предполагающая сбор и анализ информации. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту. Почта — это своеобразная обратная связь между участниками воспитательного процесса – родителями и педагогами.

Тематику почтовых ящиков можно изменять по необходимости, например,  «Почта обращений родителей», «Почта родительских идей и предложений» или «Родители недоумевают, почему?»

Интернет как средство логопедического просвещения родителей. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Блог – это сетевой журнал или дневник событий.  Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, возможность оставлять комментарии, которые доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии.

В блоге логопед может разместить  фото, видео, создать электронное портфолио, методическую копилку. Родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, получают задания для детей.

Сайт — это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения и имеющая единый стиль оформления.

Логопед может широко использовать данные возможности интернета для повышения эффективности коррекционного процесса, взаимодействия с родителями. Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.

Например, ознакомительная информация включает материал о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели.

Обучающая информация может содержаться в рубриках «Это важно знать», «Полезные книжки», «Логоигры» и т.д.

При помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов.

Благодаря интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, например, сайтам логопедической направленности. На своей страничке логопед может размещать ссылки на полезные  для родителей сайты.

При помощи электронной почты логопед может персонально консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на собрания, тренинги, консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий. Логопед может отправлять родителям задания для детей. Это становится особенно актуальным, когда ребенок по каким-либо причинам не может посещать детский сад. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Для развития гармоничной личности ребёнка необходима тесная взаимосвязь детского сада и семьи. Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами помогут в решении проблем воспитания и обучения. Использование в работе с родителями традиционных и нетрадиционных форм работы способствует привлечению внимания к проблемам, получению необходимых знаний.

Очень важными в коррекционной работе с детьми являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Родители должны быть не сторонними наблюдателями, а активными помощниками логопеда. Как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создавать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретённые во время пребывания в дошкольном учреждении.

Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.