Использование учителем-логопедом технологии развития критического мышления у детей с ТНР

Кобзарь Н. Ю., учитель-логопед ГБДОУ № 43

Обучение без размышлений – это потерянный труд;
мысль без обучения опасна.
Конфуций

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает использование современных образовательных технологий в деятельности учителя-логопеда.

Воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи демонстрируют замедленный темп речевого развития, звуковая сторона речи и лексико-грамматический строй у них значительно отстаёт от нормы. У детей снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности перехода с одного вида деятельности на другой, нарушены процессы саморегуляции. Не сформированы высшие психические функции: восприятие, внимание, мышление, дети с трудом овладевают обобщающими понятиями.

В коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи максимально стараюсь использовать современные педагогические технологии, методы и приёмы, которые способствуют коррекции речевых нарушений и совершенствованию у воспитанников мыслительных процессов.

Считаю, что технология развития критического мышления является оптимальной и даёт возможность детям-логопатам размышлять, классифицировать, оценивать, анализировать информацию, делать выводы. Приёмы данной технологии способствуют формированию коммуникативных навыков у детей, навыков работы с информацией, увеличивают скорость детского речевого высказывания, развивают индивидуальность каждого ребёнка и их высшие психические процессы.

Одним из таких приёмов технологии развития критического мышления, который применяю в своей логопедической практике, является «синквейн», он разработан американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по какой-либо теме. Синквейн учит детей находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Использование приёма «синквейн» позволяет мне решать следующие задачи:

  1. Обогащать и актуализировать пассивный и активный словарь.
  2. Развивать грамматический строй речи.
  3. Учить составлять загадки, рассказывать и кратко пересказывать текст.
  4. Развивать восприятие, память, внимание, мышление.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников – игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре, а составление «дидактического синквейна» – это увлекательная и интересная игра. Достоинство этого приёма заключается в его простоте.  Он имеет игровую направленность и помогает раскрыть у ребёнка-логопата речевые, творческие, интеллектуальные возможности.

Считаю, что использование приёма «синквейн» не нарушает систему комплексного воздействия на речевую патологию, а обеспечивает её логическую завершенность и используется мной в работе по закреплению изученной темы как элемент итогового занятия.

Учитывая индивидуальные особенности воспитанников группы, логопедическую работу по составлению синквейна осуществляем в три этапа:

Подготовительный – на этом этапе расширяю и уточняю пассивный и активный словарь детей, формирую у них представления о слове и предложении, знакомлю с понятиями: слово-предмет (живой), слово-предмет (неживой), слово-признак, слово-действие, маленькое слово (предлог), а также с условными обозначениями – схемами, предложенными Т. Ю. Бардышевой и Е. Н. Моносовой в методическом пособии «Тетрадь логопедических заданий: старшая группа».

Переходить на следующий этап работы и приступать к составлению синквейна можно только, когда воспитанники освоили все понятия, хорошо ориентируются в схемах и могут подобрать нужное слово к ним.

Основной – формирую навык работы с условными обозначениями слов, умение подбирать слова к схеме, составлять простые предложения с опорой на наглядность и схему, составлять предложения с опорой на схему.

Заключительный – закрепляю навык составлять синквейн на различные темы, составлять загадки и рассказы по заданной теме с использованием приёма «синквейн»; составлять короткий пересказ с опорой на синквейн.

Дети создают свои устные нерифмованные стихотворения по определенному алгоритму с опорой на схемы-символы:

  • первая строчка – тема задается одним словом;
  • вторая строчка – описание темы в двух словах (прилага­тельные или причастия);
  • третья строчка – это описание действия тремя словами (глаголы);
  • четвертая строчка – это фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме, объекту;
  • пятая строчка – это синоним выраженный одним словом, повто­ряющий суть темы.

Сформированный у воспитанников группы навык составления синквейна по предметной картинке, сюжетным картинкам, по прослушанному рассказу или сказке убедительно показал, что у них развивается импрессивная речь, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения и умение описывать предметы. Дети легко принимают решения, выражая свои чувства и мысли.

Таким образом, использование технологии критического мышления и приёма «синквейн» в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи можно рассматривать как технологию развития речи, но и как технологию комплексного воздействия, потому что регулярное применение этого приёма на логопедических занятиях способствует развитию высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Благодаря применению технологии критического мышления на логопедических занятиях осуществляется поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка.