Формирование универсальных учебных действий учащихся в системе дополнительного образования

Дмитракова К. И., учитель ГБОУ школы № 695 «Радуга»,
преподаватель ГБОУ ДОД «Царскосельская гимназия искусств им. А.А. Ахматовой»

Мир сегодня очень быстро меняется, и человеку необходимо быть в нем мобильным, интеллектуальным и компетентным, поэтому в современном образовании так актуальна проблема формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся для их успешной социализации, будущей профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативных УУД помогает ученику овладеть разными видами речевой деятельности, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме. Учась формулировать проблему, извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию, школьники развивают познавательные УУД.

С помощью регулятивных УУД учащиеся овладевают умением ставить и адекватно формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку. Во многом способствует формированию УУД дополнительное образование. Оно обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка, так как нацелено на «формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании» [3].

При составлении программ дополнительного образования преподавателями учитываются положения федеральных государственных стандартов и требования ФГОС. Это проявляется в содержании занятий, в технологиях, методах, приемах обучения, в организации учебного процесса. Формированию УУД уделяется большое внимание на занятиях Литературного отделения Царскосельской гимназии искусств имени А.А. Ахматовой. Изучение истории литературы, основ литературоведения и основ языкознания развивает в гимназистах важное умение творчески мыслить и работать с информацией, формирует навыки устной и письменной речи, учебного труда. Русский язык и литература занимают особое место в образовании, в развитии личности ребенка.

Язык формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Именно поэтому большое внимание на Литературном отделении гимназии уделяется изучению истории языка, его изменениям во времени, средствам выразительности. Анализ текстов разных стилей воспитывает в гимназистах чуткость к красоте родной речи, помогает в осмыслении богатства языка, истоков его выразительности. Так, например, знакомясь с выразительными возможностями оксюморона, учащиеся и сами пробуют создать свой текст – фантазию «В стране Оксюморонии». Интерес у учащихся вызывает и лингвистическая археология: чтобы узнать историю происхождения слов, крылатых фраз, фразеологических оборотов, они обращаются к словарям, энциклопедиям, справочникам, книгам, сайтам Интернета. При этом решается одна из актуальных задач преподавания – воспитание потребности обращения к справочной литературе, овладение навыками извлечения нужной информации из разных источников, формируются познавательные учебные действия.

Важным условием развития УУД является многоаспектная работа с художественным текстом. «Обращаясь к художественному тексту, ученик вступает в диалог с писателем, временем, культурой, окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и переживанием» [1]. Отбор художественных текстов для занятий производится с учетом психологического, литературного и речевого развития  учащихся. Тематические подборки стихов и прозы классической и современной литературы: «Времена года», «Природа и мы», «Человек и его поступки» – знакомят учащихся с разными героями, проблемами, поступками, расширяя их читательский и мировоззренческий кругозор, дают возможность сопоставлять художественные произведения разных видов искусства.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами совершенствует важнейшие речевые умения, в том числе и навыки выразительного осмысленного чтения, произносительную культуру речи.

Большое внимание для формирования УУД учащихся Литературного отделения гимназии уделяется их самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности: это создание и защита проектных работ по языкознанию, литературоведению, истории литературы, что способствует формированию функциональной грамотности учащихся. Одним из важных направлений этой работы является краеведческое. Учащиеся выполняют различные творческие задания по истории и культуре Санкт-Петербурга и Царского Села, в том числе описание любимых уголков города, памятников любимым писателям и поэтам, отзыв об экскурсии в музее, рассказ о знаменитом петербуржце или царскосёле. Культурологический компонент в содержании занятий способствует развитию общекультурного кругозора, стимулирует интерес к освоению многообразного культурного наследия Петербурга.

Формирование УУД происходит и на такой форме обучения, как мастерские творческого письма и ценностных ориентаций. Важность мастерской в том, что она «создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» [2]. Практика проведения мастерских по произведениям А. Грина, А. Ахматовой, С. Есенина, В. Солоухина, Шекспира, Р. Бредбэри показывает, что учащиеся  на этих занятиях активно постигали логику автора, учились аргументировать свою точку зрения, соотнося ее с мнением участников группы, а главное – создавали в итоге свое произведение, осмысляя прочитанное: эссе, стихотворение, рисунок, синквейн, то есть выходили на более высокий уровень – уровень творческого мышления.

Таким образом, осуществляемое в системе дополнительного образования формирование универсальных учебных действий способствует готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, играет важную роль в решении таких образовательных проблем, как понимание и интерпретация текста, анализ, информационная переработка его в творческий продукт.

Развивая УУД, школьники учатся познавать мир, свою социальную значимость, становиться гражданами своей страны с активной жизненной позицией.

Список литературы

  1. Любичева Е.В. Посредством слова творю я Мир. Книга третья. Диалог с художественным текстом. 5–11 классы. Пособие по русскому языку для учителей-словесников / Е.В. Любичева, Н.Г. Ольховик. – СПб.: ДНК, 2002. – С.5.
  2. Мухина И.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя / И.А. Мухина, Т.Я. Еремина. – 2-е изд. – СПб.: СПбАППО, 2004. – С. 7.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012