Развитие речи обучающихся в различных формах работы на уроках истории в школе

Силаева Е.В., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 638

Точность речи, осознанность, структурная выдержанность, краткость, убедительность, эмоциональность не приходят сами. Развивать эти качества можно, используя групповые, коллективные и иные формы работы с обучающимися.

На уроках можно организовывать коллективные обсуждения прочитанного, увиденного, услышанного, устраивать диспуты; решать проблемные ситуации; анализировать выступления и доклады; проводить познавательные игры; в группах решать различные задания. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся азбуке общения, умению дискутировать, работать сообща, в команде. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Чтобы ученики слушали друг друга, они должны быть друг другу интересны, и мастерство учителя состоит в том, чтобы научить ребят быть интересными собеседниками.

Точность речи предполагает уместное использование в высказываниях исторической терминологии, оперирование датами, именами, конкретными датами (необходимую для этого информацию ученик должен иметь под рукой, должен уметь найти её в учебнике, в хрестоматии, в историческом словаре).

Развитию речи содействуют следующие игры-задания, в которых также оттачиваются предметные знания, навыки работы со справочными материалами:

  • Игра “Пароль” (может проводиться перед началом урока истории). Чтобы пройти к своей парте через условную границу, нужно правильно ответить на вопрос “часового”: угадать исторический термин по толкованию, назвать дату события, имя исторического деятеля и пр. Вопросы задает подготовленная группа “часовых”. Если ученик не помнит ответ, то его можно найти в книге, в тетради, попросить подсказку. Главное – не превращать игру в экзамен.
  • Игра “Угадай слово”. Один ученик встает перед классом(водящий), другой – за его спиной показывает табличку с терминами, которым нужно дать толкование. Желающие ученики объясняют водящему значение слова в его признаках, водящий должен угадать термин. Неудачные толкования слов коллективно исправляются. Можно устроить на уроке командное соревнование.
  • Игра “Цепочка”. Проводится на этапе проверки домашнего задания. Учитель определяет команду (ряд), которая начинает игру, обучающиеся, сидящие за одной партой, должны придумать друг другу любой вопрос, связанный с домашним заданием, товарищ по парте должен правильно и точно ответить. Если эти условия выполнены, право формулировать и отвечать на вопросы переходит к следующей парте в этом ряду, но, если ученик не смог сформулировать вопрос или неправильно ответил на вопрос соседа по парте, право продолжить игру переходит на соседний ряд (следующей команде). В игре побеждает команда ряда, который смог успешно добраться до конца. Такой команде можно смело ставить “отлично” за подготовку домашнего задания.

Учитель на уроке много сил затрачивает на то, чтобы учебный материал был понят и усвоен обучающимися.

Но хороший ученик читает не только учебник. Однако любознательность и усердие некоторых, увлеченных историей детей порой приводят к тому, что они начинают читать все подряд, ищут дополнительную информацию по изучаемой теме на ресурсах, не адаптированных к их возрастному уровню восприятия. При этом таким детям очень хочется поделиться своими “уникальными знаниями”, добытыми самостоятельно, со своими одноклассниками и педагогом. А рассказ чаще всего не получается: длинно, утомительно, невразумительно. Как избежать этого? Помогает лозунг: “Рассказывай другим лишь то, что самому очень интересно и понятно”. Осознанность и логическое осмысление того, о чем ученик рассказывает, исключает механическое запоминание текста, а новизна и интерес к новой дополнительной информации развивает в детях познавательную активность, увлеченность предметом, желание узнать больше. Этому процессу может способствовать:

  • Конкурс на лучшее сообщение (доклад) по изученной тематике. Ребята всегда с интересом включаются в эту работу, в своем выступлении используют созданные ими презентации, свои рисунки, фрагменты исторических источников. При этом обучающиеся сообщают одноклассниками об интересных ресурсах, которые они использовали для подготовки. Таким образом на уроке происходит обмен не только знаниями, но и опытом работы. Выступление коллективно оценивается всем классом, ребята имеют возможность высказаться, оценить сильные стороны проделанной работы, дать полезные рекомендации выступающему. Такой конкурс позволяет оттачивать детскую речь, расширяет исторический кругозор, развивает словарный запас, учит оперативно и внимательно работать с дополнительной информацией и не комплексовать, выступая перед аудиторией.

Структурная выдержанность речи, то есть строгое соблюдение избранной формы общения или сообщения (диалог, обсуждение в группах, диспут, доказательство, доклад, определенный вид пересказа…) зависит от умения каждого конкретного ребенка понимать и принимать учебную задачу. Это можно отработать в следующих играх-заданиях:

  • Игра «Умей слушать и слышать». Ученик по просьбе учителя читает небольшой отрывок текста, в котором есть исторические, смысловые неточности (мало заметные). Обучающимся предлагается построить две короткие, вежливые фразы, выражающие согласие или несогласие со сказанным, например:
    – Я согласен с автором в том, что…, но …
    – Вероятно, здесь допущена неточность …
  • Игра «Народная мудрость». Учитель предлагает ученикам доказать конкретными примерами, что в следующих пословицах и поговорках отражена история, наше прошлое:
    Мир строит, а война разрушает.
    Не бросай друга в несчастье.
    Подвига никакие горы не заслонят.
    Несчастные дни долго памятны бывают.
    Один в поле не воин.
    Москва – всем городам мать.
    Где дружбой дорожат – там и враги дрожат.
    Искру туши до пожара, беду отведи до удара.
    Работа мастера хвалит.

Убедительность речи обучающегося зависит от его умения прослеживать причинно-следственные связи, подтверждать сказанное фактами, использовать в споре аргументы и контраргументы. Для работы над этой стороной речи можно использовать следующий прием:

  • Игра-задание «Правильно – неправильно». Учитель предлагает доказать или опровергнуть справедливость следующих суждений:
  • Ордынская зависимость принесла неисчислимые бедствия на русскую землю.
  • На рубеже XII – XIII веков Владимиро-Суздальское княжество было самым сильным среди русских княжеств.

Краткость речи выражается в умении выделить существенное, опустить второстепенное, в умении строить лаконичные и емкие предложения. В формировании этого навыка помогают следующие исторические игры:

  • Игра «Путешествие в Лаконику». Обучающимся предлагается, разделившись на группы, попробовать пересказать фрагмент текста как можно более лаконично. Каждая группа предлагает свой вариант. Далее обсуждаются недостатки и преимущества каждого краткого пересказа, выбирается или составляется лучший.
  • Составление рисованного комикса с краткими пояснениями над картинками.

Заинтересованность обучающегося, его эмоциональный настрой при изучении истории возникает, если он начинает переживать случившееся и приобретает свое, личное отношение к прошлому.

Когда приходиться отстаивать свое личное мнение по поводу конкретных исторических событий, когда ученик начинает ощущать свою причастность к событиям прошлого и переносит возникшие у него представления о прошлом на события современности.

Тогда он становится неравнодушным к истории своего государства, к событиям сегодня, к будущему своей страны.