Как мое умение петь помогает мне в работе с детьми

Рогачёва О.К., воспитатель ДО ГБОУ школа № 460

Когда-то ещё в школьные годы я мечтала стать певицей, или экскурсоводом, или диктором на телевидении. Однако любовь к детям одержала верх, и вот уже много лет я работаю воспитателем в детском саду.

Чёткая дикция, правильная речь, любовь к родному языку, интерес к происхождению афоризмов, крылатых фраз и образных выражений – всё это в совокупности берёт истоки в детстве. Тогда я и полюбила петь. В детском саду мне привили любовь к пению, и она сопровождает меня на протяжении всей жизни – помогает, поддерживает, вдохновляет.

Видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов большое значение придавал вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь».

Моё умение петь помогает мне в работе с детьми сконцентрировать внимание, заинтересовать, привлечь, создать нужный настрой, соответствующий теме занятия или беседы, переключить внимание, подбодрить ребёнка, успокоить…

Благодаря песенкам-потешкам, которые мы напевали вместе с детьми, легче был осуществлён переход из раннего возраста в младший. Дети с удовольствием активно включались в образовательный процесс, переставали отвлекаться, услышав полюбившиеся знакомые слова. Подпевали даже стеснительные и мало говорящие малыши. Детей привлекает звучность потешек, напевность, повторяемость. Под песенки-потешки ребята с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами.

Укладывая детей спать, напеваю им колыбельные песни, когда просыпаются – весёлые, бодрящие. Если у ребёнка что-то болит, он обижен, устал, чем-то расстроен или скучает по маме – спойте ему песенку, обнимите, и сердечко ребёнка оттает, успокоится, уйдёт тревога и печаль. Когда у кого-нибудь из детей день рождения, мы обязательно водим хороводы, поём знаменитый “Каравай”. Песни помогают развеселить, приободрить ребёнка, его жизнь становится ярче, интереснее.

Будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Пение не только доставляет удовольствие поющему, но и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребёнок укрепляет здоровье. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Я подбираю песенки для своих малышей и для утренней гимнастики, и для прогулки. Трудно увести разыгравшихся детей с прогулки, ведь на улице так весело и интересно, но надо соблюдать режим, заканчивать игру и собирать игрушки. Что делать? На помощь опять приходят считалки, потешки и песенки. Дружно собираемся под проговаривание считалочки или напевание потешки и с любимой песней, притопывая или пританцовывая, весело направляемся в детский сад.

Очень выручает умение петь на детских утренниках, когда воспитатель играет роль какого-либо сказочного персонажа. Оно помогает создать более выразительный и неповторимый образ, перевоплотиться, погрузиться в праздничную атмосферу. Поющий сказочный герой воспринимается детьми эмоциональнее и ярче.

Песни должны быть созвучны настроению детей, отражать их интерес и представления об окружающем мире, быть доступными для понимания и исполнения. Песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

Воспитатель, напевая детям какую-либо песню или потешку, должен следить за правильностью произношения, дикцией и ритмом мелодии, ведь дети берут с него пример, подражают, копируют исполнение. Полюбившиеся песни дети поют по собственному желанию не только на занятиях: включают в игры, поют родителям дома, выступают перед зрителями. Важно, чтобы родители тоже включались в образовательный процесс для успешного освоения программы. Некоторые дети, став школьниками, будут продолжать петь в вокальных студиях, а, возможно, поступят в музыкальную школу. Но главное, что даёт умение петь – развивает дикцию, речь детей, расширяет кругозор, сближает, формирует полноценную, гармонично развитую личность.

Благодаря пению, которому я в своей работе уделяю большое внимание, мои дети лучше усваивают материал, раньше начинают говорить, их речь становится более чёткой, правильной, развивается артикуляционный аппарат.

В заключение хочется вспомнить знаменитые слова из песни “Марш весёлых ребят” В. Лебедева-Кумача:

Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовёт, и ведёт.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт!