Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Богданова Д.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7

Жизненный успех человека зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других.
Дэниэл Гоулман

В современном мире лучшими друзьями ребенка уже с дошкольного возраста часто становятся телевизор, смартфон, планшет, компьютер. Родителям удобно, что ребенок занят, не мешает, не отвлекает от дел. В результате дети меньше общаются со взрослыми, со сверстниками. А ведь именно общение наполняет нашу жизнь эмоциями. В результате многие современные дети имеют проблемы в эмоциональном развитии: они не умеют откликаться на чувства и переживания других, не умеют сопереживать, не умеют контролировать свои эмоции, адекватно проявлять их. А потом эти дети вырастают и превращаются во взрослых, которые думают только о себе, проявляют эмоциональную холодность к проблемам и переживаниям других, имеют проблемы с социализацией, часто конфликтуют с окружающими, не умеют сдерживать и контролировать свои эмоции. Это настоящая проблема современности!

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Именно поэтому родителям и педагогам необходимо уделить особое внимание формированию эмоционально-волевой сферы у ребенка, развить у него эмоциональную отзывчивость, эмоциональный интеллект, заложить лучшие качества личности. То есть задача взрослых направить развитие эмоциональной сферы в нужное русло.

В своей работе с детьми среднего дошкольного возраста я обязательно уделяю время развитию эмоциональной сферы детей.

Свою работу веду в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, страшно, спокойно и т.д.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими (развитие эмпатии).

Что для этого делаю:

  • создаю в группе теплую атмосферу доверия и взаимопонимания;
  • разбираю с детьми разные жизненные ситуации (реальные ситуации с ребятами в группе, через сюжетные картинки, фотографии, презентации);
  • объясняю, как правильно поступать в разных ситуациях (через игровые ситуации, ситуативные беседы);
  • развиваю положительные черты характера детей: оптимизм, умение прощать, жалеть, уступать, поддерживать, помогать и др. (эта работа часто проводится  ситуативно в процессе режимных моментов, а планово работаем через беседу, чтение художественной литературы);
  • формирую умение узнавать, называть, различать и сравнивать разные эмоции (через фотографии, тематические изображения, сюжетные и предметные картинки, через художественное творчество, настольные игры);
  • учу проявлению эмоций (через пантомиму, игры-импровизации, театрализованную деятельность, игры-этюды);
  • стараюсь быть примером для детей в проявлении и контролировании эмоций, придерживаюсь тех же принципов, которым учу детей.

В своей работе использую эмоциональное воздействие, главная задача которого не подавлять эмоции ребенка, а направлять.

Использую следующие средства:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры;
  • игры на развитие воображения;
  • коммуникативные игры;
  • мимические этюды;
  • психогимнастические игры;
  • прослушивание музыки, обсуждение её;
  • чтение художественной литературы;
  • художественное творчество.

В ходе занятий ребята переживают разные эмоциональные состояния, пытаются говорить о том, что чувствуют, знакомятся с опытом сверстников, благодаря чему они начинают лучше понимать себя и окружающих!

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного дальнейшего развития. Поэтому обязательно нужно вести работу на развитие эмоциональной сферы с самого раннего возраста с помощью различных средств, отдавая предпочтение игровым методам!