К проблеме организации интегрированного урока в начальных классах общеобразовательной школы

Маришина Н. В., учитель начальных классов ГБОУ № 604
Дрягина О. Г., заместитель директора по УВР ГБОУ № 604

В этой статье мы предлагаем рассмотреть интегрированный урок как инновационный метод. Мы хотим показать роль интегрированного урока в формировании взаимосвязи между науками в сознании ученика, раскрыть значение интегрированного урока в развитии мотивации к учению благодаря используемым нестандартным подходам, представить технологию разработки интегрированного урока литературного чтения в начальных классах общеобразовательной школы.

Интегрированный урок является особым типом урока, в ходе которого осуществляется учебный процесс в рамках нескольких изучаемых учебных предметов по одной теме либо при изучении одного явления. При этом необходимо отметить, что один учебный предмет является основным, остальные играют функцию вспомогательных, способствующих  расширению познаний в изучаемой области.

Существующая тенденция усложнения знаний, получаемых учеником, неминуемо приводит к дифференциации наук, их разделению на самостоятельные направления, что способствует более глубокому изучению выбранного феномена. Но ребенок, оказавшийся в условиях освоения познаний в области большого количества наук, теряет взаимосвязь между ними, утрачивает возможность расширения кругозора.

Ян Амос Коменский, говоря о причинах задержки успеха в школах, отмечал: «…то, что было соединено природой, брали не вместе, а раздельно. Например, новичков учили только читать, а письмо откладывали на несколько месяцев …требовали от юношей, чтобы они в течение нескольких лет изучали только слова без предметов, и годы молодости уходили исключительно только на занятия грамматикой, а занятия философией откладывали на более поздний возраст …искусство и наука едва ли где-либо передаются не в отрывках, а энциклопедически  …один подхватывал одно, другой – другое, и ни у кого образование не было вполне всесторонним, а, следовательно, и основательным» [1, С. 365-366]. Данные слова Я. А. Коменского указывают на недостаточную эффективность разобщенного преподавания различных наук в системе обучения ребенка.

В сложившейся ситуации на помощь учителю может прийти интегрированный урок, который призван формировать у ученика целостное восприятие окружающего мира. И. Г. Песталоцци, раскрывая свою исходную точку зрения, писал: «… созерцание человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно является единственной основой человеческого познания» [2, С. 173].

Помимо систематизации полученных знаний интегрированный урок способствует формированию интереса к обучению благодаря использованию педагогом нестандартных подходов в организации учебного процесса, новых идей в изложении материала, позволяющих увидеть иные альтернативные пути решения задач. Интегрированный урок позволяет расширить знания обучающихся, усилить межпредметные связи, развивать мотивацию к учению.

Использование различных видов работы на уроке способствует привлечению внимания ученика, снимает усталость и напряжение, вызванное монотонной деятельностью. У ребенка развиваются психические познавательные процессы: память, мышление, воображение, речь.

Кроме того, подготовка и проведение интегрированных уроков не только вносит позитивные аспекты в восприятие информации учеником, а также развивает профессиональные качества учителя. Данный вид деятельности способствует раскрытию творческого потенциала педагога, дает возможности самореализации. Появляется возможность указать ученику новый путь решения проблемы, используя знания из различных учебных дисциплин. Интеграция в обучении дает, в конечном счете, возможность сформировать всесторонне развитую личность, способную на быструю социализацию и успешную профессиональную деятельность.

В статье мы продемонстрируем интеграцию урока литературного чтения с другими учебными дисциплинами в начальных классах общеобразовательной школы.

Интегрирование уроков в начальных классах имеет свои отличительные особенности от интегрирования в среднем и старшем звене. Несомненным отличием является преподавание практически всех учебных дисциплин одним педагогом. Данный факт позволяет сэкономить время при подготовке урока. Отпадает необходимость выявления общей заинтересованности в интегрировании двух и более дисциплин. Планирование процесса взаимодействия двух педагогов на одном уроке является трудоемким процессом. Учителям начальных классов такую проблему решать нет необходимости.

Трудность при подготовке такого урока вызывает несформированное у обучающихся умение совмещать информацию из разных учебных дисциплин. Формирование такого умения ложится на плечи учителя начальных классов. Освоение учебного материала школьниками в процессе интегрированных уроков позволяет им получить практический опыт, обладающий определенной ценностью в освоении знаний при дальнейшем обучении.

При подготовке урока мы придерживались предметно-образной формы интегрирования, которая позволяет создать более широкое и целостное представление о предмете познания. Между интегрированными компонентами были сформированы связи построения. Каждый компонент, входящий в интеграцию, при изучении явления имеет самостоятельную форму.

Рассмотрим по этапам организацию интегрированного урока литературного чтения на тему: «С. Михалков «Мой щенок».

На этапе подготовки к учебной деятельности и формирования ситуации успеха необходимо создание рабочего настроя детей, обеспечение учебниками, раздаточными материалами.

На этапе постановки учебной задачи необходимо обратить внимание обучающихся на нестандартный подход к организации учебной деятельности. Дети должны прийти к пониманию того, что на уроке будет проходить работа в рамках нескольких учебных дисциплин.

– Что необычное вы заметили у себя на парте?
– Предположите, почему так?

Далее необходимо восстановить в памяти пройденный материал.

– На прошлом уроке мы с вами знакомились с писателем, а кто сможет назвать этого писателя?

На этапе открытия нового знания мы продемонстрируем интеграцию литературного чтения, математики и окружающего мира.

Литературное чтение.

– Для того чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся, посмотрите на слайд и найдите название животного.
–  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, как будет называться произведение, с которым мы сегодня познакомимся? Откройте учебники и прочитайте название произведения. Определите жанр произведения. Докажите, что это стихотворение.
– А сейчас я прочитаю вам это произведение, а вы слушайте внимательно и подумайте, какое настроение оно у вас вызвало.
– А почему настроение было разное?
– Определите тему произведения.

Окружающий мир.

– У кого из вас есть домашние питомцы? Как вы о них заботитесь?

Математика.

– Сколько времени девочка – героиня произведения искала щенка?
– Верно, девочка искала щенка 2 часа.

 Минутка чистописания

–  Запишите цифру «2» через клетку до конца строки.
– Переведите часы в минуты. Сколько минут в одном часе? Запишите.

Литературное чтение.

– Ребята, вы можете сказать, как зовут девочку? Давайте подумаем, какое имя может быть у девочки.

Математика.

– Как зовут нашу героиню, вы узнаете, открыв учебник математики и прочитав задание.

Работа над задачей.

– Прочитайте задачу и скажите, как зовут девочку?
– Задача простая или составная?
– О ком у нас задача? Что нам известно о девочке? Каков вопрос задачи? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Можем узнать, сколько лет девочке сейчас?
1) 10+2=12 (лет) – сейчас
– Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Сколько лет будет Юле через 6 лет?
2) 12+6=18 (лет).

Окружающий мир.

– Ребята, скажите, какое значение имеет возраст 18 лет в жизни каждого человека (возраст совершеннолетия).

На этапе самостоятельной работы и систематизации знаний приведем пример интеграции литературного чтения, русского языка и математики.

Литературное чтение.

Работа со словарем. Просмотр слайдов.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Значение каких слов вам непонятно? (Просмотр слайдов презентации).

Русский язык.

Жбан. Кладовка. Пчелиный рой. Сбилась с ног.

– Как называется это устойчивое выражение в русском языке? (Фразеологизм).

Лежать пластом.

– Когда лежат пластом?
 – Как вы думаете, удобно ли лежать пластом?

Математика.

– Где в математике мы можем использовать слово «удобный»?
– Что значит, решить удобным способом?
– Как на письме отделить группировку одних слагаемых от других?

Один ученик работает у доски с объяснением.

Класс работает по вариантам.

Взаимопроверка.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу сидящего рядом ученика.

Важным этапом каждого урока является рефлексия учебной деятельности, в ходе которой обучающиеся должны оценить свою работу на уроке, а также выделить элементы интеграции, позволившие расширить кругозор.

Таким образом, разработка и проведение интегрированного урока в начальных классах является деятельностью одного педагога. Учитель начальных классов должен не только проявить творчество в данной деятельности, но и обладать организаторскими способностями, научить детей работать в условиях интеграции. Успешность детей в освоении учебного материала зависит от профессионализма учителя. Современная система образования нуждается в высококвалифицированном учителе, владеющем современными технологиями обучения и любящем свою профессию.

Список используемой литературы

  1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – Москва: Педагогика, 1982. – 565 с.
  2. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения: В 3-х т. Т. 2. – Москва: издательство Академии педагогических наук, 1963. – 564 с.