Приемы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в обучении детей с ОВЗ

Гуревич Е. Б., учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната № 67

Работа с текстами не вызывает энтузиазма у большинства современных учеников. А у школьников с задержкой психического развития отсутствие интереса усугубляется трудностями понимания прочитанного, выделения главного, пересказа содержания, устного и письменного изложения собственных мыслей. Любые доводы о пользе чтения по принципу «как хорошо уметь читать, не надо маму заставлять, не надо бабушку просить…» превращаются в занятие по развитию креативности мышления, так как ребята придумывают массу вариантов, как можно прекрасно обойтись в жизни и без этого навыка. Для развития мышления – это безусловно полезно, а вот для тренировки навыков работы с текстом не очень эффективно.

Я сторонница подхода «чтение не ради чтения». Считаю, что на занятиях полезно организовывать такую деятельность, в ходе которой прочитать текст, пересказать, выделить главное, составить рассказ по фотографии необходимо для достижения какой-то конкретной цели:

  • передать другому без искажений полученную информацию, чтобы выиграла твоя команда;
  • описать картинку с максимальным количеством деталей, чтобы остальные её представили;
  • составить историю по тексту, чтобы её выбрали, как самую увлекательную;
  • озвучить репортаж как можно ближе к оригиналу.

Цели могут быть разные, главное – подбирать игры-задания с интересными,  оригинальными правилами и увлекательными темами.

Начальные навыки чтения с пониманием хорошо тренируются с помощью модификации игры в фанты. Ученики по очереди вытягивают записки с заданиями и выполняют их. Примеры зданий:

  • почитать книгу, потом резко закрыть её, подойти к окну и помахать кому-то рукой;
  • нести воздушный шарик за верёвочку в левой руке, затем случайно выпустить его, подпрыгивать, пытаясь поймать;
  • закрыть глаза, опустить правую руку в воображаемый мешок и обнаружить там что-то неприятное.

Эта игра заодно раскрепощает, развивает фантазию, воображение, память, а если записку читает один, а выполняет другой – то и слуховое внимание.

Игра «Увлекательная история»

Ученикам выдаются тексты о какой-либо личности, достопримечательности, изделии, животном и т.п. Задача – на основе полученной информации составить увлекательную историю по всем правилам, то есть в ней должно быть начало, герой, конфликт, кульминация и финал. Тексты могут быть одинаковые, а истории получатся разные. Вопрос в том, чья лучше! Можно проголосовать и узнать.

Игра «Фотосюжет»

Учиться составлять рассказ по картине или фотографии лучше всего с помощью иллюстраций, которые принесёт сам ученик. Это могут быть фото семьи, друзей, любых сюжетов, которые он заснял сам. Такая форма работы невероятно заинтересовывает всех участников. Один рассказывает, остальные могут задавать вопросы, ответы на которые дополнят сюжет, прояснят детали, позволят заглянуть в будущее героев или в прошлое. Затем можно переходить к картинам разных художников.

Вариант этой же игры – репортаж по картине или фотографии. Ученик становится журналистом, который передаёт информацию с места события.

Игра «Впечатления от увиденного»

Ученики рассказывают сюжет фильма, который они недавно посмотрели, книги, которую прочитали, в конце концов, видеоролика или игры. Важно, чтобы пересказ был кратким, отражал суть, вызывал у окружающих желание тоже посмотреть этот фильм или прочитать книгу (или никогда не смотреть). Затем  рассказчик должен поделиться своими впечатлениями: понравилось – не понравилось и почему.

На мой взгляд, важно помнить, что мы получаем удовольствие не от самого процесса чтения, а от содержания прочитанного. С информационными источниками знакомимся тоже не просто так, а для того чтобы воспользоваться полученными сведениями, поделиться ими с окружающими. Поэтому и работать с текстами ученикам предлагаю с конкретной прикладной целью.