Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Прыткова Е.В., воспитатель ГБДОУ № 43

Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования в России в целом, происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,  творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, со взрослыми при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Целенаправленно организованная развивающая предметно-пространственная среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная в группе эстетическая среда должна вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащать новыми впечатлениями и знаниями, побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  • различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе создана с учетом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное занятие.

Предметно-пространственная среда организована в соответствии с потребностями и нуждами ребенка так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где и во что играть. Оборудование и материалы подобраны с учетом характерных для этого возраста сенситивными периодами, а также с учетом гендерной специфики дошкольников. Игровое оборудование подобрано по габаритам и назначению: машины для мальчиков, коляски и куклы для девочек. Имеется и общий материал, который интересен и девочкам, и мальчикам: парикмахерская, кукольный уголок и т.п.

Материалы эстетичны, приятны на ощупь, вызывают положительные тактильные ощущения. Учтены совокупность звучания звуковоспроизводящих игрушек, интеграция образовательных областей. Для сходства с домашней обстановкой и легкой адаптацией присутствуют знакомые ребенку предметы.

Среда построена с учетом зоны актуального развития дошкольников (для дифференцированного подхода включено небольшое количество материалов, ориентированных на детей следующей возрастной группы). Групповое пространство построено так, чтобы сферы активности дошкольников не пересекались (дети имеют возможность, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности). Цветовая гамма стен сочетает спокойные оттенки. Световые приборы создают естественное освещение и излучают теплый свет для создания уюта в помещении группы.   

Для создания атмосферы покоя на окнах оборудованы светонепроницаемые роллеты. Присутствуют элементы в виде контрастных кромок стеллажей, игрушек. Домашняя обстановка (наличие мягкого ковра, миниатюрных элементов мебели) помогает легко адаптироваться к группе.

Среда группы представляет собой единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетический.

Развивающая среда периодически изменятся в зависимости от времени года, тематического планирования, праздников, важных событий, интереса воспитанников.

Группа оформлена в едином стиле, соответствующем названию – «Акварельки». В зоне доступа дошкольников должны присутствовать внешние раздражители (предметы, игрушки, оказавшиеся в зоне внимания). Поэтому в группе имеются бездверочные стеллажи для свободного доступа к настольным играм и игрушкам.  Игровые материалы размещаются в пластмассовых ёмкостях, на полках стеллажей. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям. При зонировании помещения в группе выделены иг­ровые уголки, предназначенные для спокойных и подвижных видов деятельности детей. Для этого использованы разнообразные «маркеры» пространства: ширмы, знаки и символы, подвижные перегородки и пр. Дети могут перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. направлены на частичную переорганизацию обстановки в зависимости от ситуации и замысла детей. В свободном доступе имеются разнообразные игры, игрушки, материалы для творчества, альбомы, книги, репродукции картин. В обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми в течение дня и выполняют развивающую функцию. Игры и пособия, которые вносятся в группу, многофункциональны, комбинаторны, вариативны. Традиционные материалы и материалы нового поколения подобраны сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Игрушки гибко используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетными играми. Помещение разделено на три части. Рабочая зона в нашей группе используется для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, имеется зона для спокойной деятельности, а также место для отдыха – уголок уединения.

Крупногабаритная мебель, шкафы, полки, стеллажи прочно прикреплены к стене. Материалы и оборудование отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Предметы, представляющие угрозу для воспитанников, находятся в недоступном месте, используются только в совместной деятельности с воспитателем и после проведенного инструктажа. Игрушки и игровое оборудование не имеют травмоопасных частей: острых, колющих элементов или деталей, щелей, выступающих углов.

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие. Игровое оборудование, направлено на:

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • воспитание моральных и нравственных качеств;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
  • совершенствование своих эмоционально-положительных проявлений в сюжетно-ролевых и театрализованных играх;
  • развитие навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков.

Познавательное развитие. Игровое оборудование направлено на:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
  • развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром;
  • ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества);
  • формирование целостной картины мира, формирование первичных представлений о природном многообразии нашей планеты.

 Речевое развитие. Игровое оборудование направлено на:

  • обогащение активного словаря и развитие компонентов устной речи;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • воспитание интереса и любви к чтению.

Художественно-эстетическое развитие. Игровое оборудование направлено на:

  • формирование эстетического отношения к окружающему миру;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие. Игровое оборудование направлено на:

  • приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость;
  • формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Пространство групповой комнаты организовано в виде разграниченных «центров», которые соответствуют направлению образовательных областей. Их оснащение меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:

  1. Центр театрализованной и музыкальной деятельности.
  2. Центр сюжетно-ролевых игр.
  3. Центр патриотического воспитания.
  4. Центр безопасности.
  5. Центр познания.
  6. Центр природы.
  7. Центр речевого развития.
  8. Литературный центр.
  9. Центр конструирования.
  10. Центр творчества.
  11. Центр физического развития.

Построение предметно-развивающей среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на их  саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе строится таким образом, чтобы наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждый ребёнок должен  иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом мы, воспитатели, стараемся обеспечить условия для самореализации детей с разным уровнем развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы насыщена, полифункциональна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна, выступает в роли стимулятора, движу­щей силы в целостном процессе становления личности ребен­ка, обогащает личностное развитие, способствует проявлению разносторонних способностей дошкольников. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в нашей группе продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Мы учли все требования ФГОС ДО к организации РППС и стараемся оснащать группу таким игровым оборудованием, которое будет интересно детям и в свободной деятельности, и в процессе индивидуальной работы со взрослыми, а самое главное – в процессе образовательной деятельности.