Применение песочной терапии в развитии детей дошкольного возраста

Калицкая Е. Н., воспитатель ГБДОУ №  33

Детские психологи, логопеды, дефектологи рекомендуют рисование песком как методику эмоциональной терапии, средство развития воображения, творческих навыков, мелкой моторики. Малышам возиться с сыпучими материалами – сплошное удовольствие. Занятие оптимально подходит дошкольникам. Песчаные рисунки создаются на специальном световом столе, его легко организовать дома или в детском саду.

В первую очередь работа с песком обладает успокаивающим, расслабляющим действием. Проходит стресс, ребенок становится эмоционально стабильным. Терапию с рисованием песком назначают детям с тревожностью, невротическими расстройствами, проблемами сна. Здоровым дошкольникам терапия тоже пойдет на пользу: убирает страх стать неудачником, успокаивает после ситуаций, когда ребенок расстроился, помогает повысить самооценку. Суть в том, что малыш видит: неудачный рисунок можно стереть или исправить,  и эту аналогию он переносит в жизнь.

Второе преимущество песочной терапии в развивающем эффекте – техника благоприятно влияет на моторику пальцев и кистей, сенсорику, творческое мышление. Когда дети рисуют, они задействуют обе руки, то есть влияние идет на два полушария головного мозга.

Применять эту методику рекомендуется не только для малышей, но и для школьников – они начинают лучше писать. Если малышу учиться в тягость, рисование песком станет дополнительным инструментом для закрепления занятий: изображения из сыпучего материала можно подбирать с учётом программы обучения.

Третье преимущество песочной терапии – помощь в раскрытии творческого потенциала. У ребенка развивается фантазия. Все потому, что нет ограничений – можно рисовать руками, пальцами, подручными средствами. Благодаря сыпучести, из песка получаются не только простые объекты, но и мелкие, и сложные детали. 

Рисование песком на световом столе подойдет не только как средство развития и профилактики. Оно помогает в проблемных ситуациях:

  • совместные консультации для родителей и ребенка, если между ними нарушен эмоциональный контакт (к примеру, причиной могли быть длительные командировки, отсутствие родителей из-за болезни и другое);
  • налаживание контакта между усыновителем и ребенком;
  • индивидуальные занятия логопеда и особенного ребенка;
  • методика для уроков воспитателя по лексическим темам;
  • методика для укрепления мышц рук, разработки суставов у детей с патологиями опорно-двигательного аппарата.

Песочную терапию применяют не только как коррекционно-развивающее занятие. Рисование песком становится популярным и как творческое занятие для детей дошкольного возраста. Способствует этому доступность материала, легкость использования, разнообразие игр.

Возрастных ограничений нет – мероприятия подойдут даже младшим группам дошкольных учреждений. Рекомендуемое время  упражнений для них –  от 10 до 20 минут.

Для рисования песком нужны следующие материалы:

  • стол с бортами и столешницей с подсветкой;
  • песок;
  • баллончик антистатика;
  • дополнительные приспособления (плоская широкая кисть, чтобы выметать песок из углов стола, а для рисования подойдут тонкие кисти, палочки разной ширины, шаблоны с узорами, сито).

Песок можно заменить манкой, солью, молотым кофе. Они подойдут также для выделения деталей контрастным цветом.

Сыпучие материалы полагается обновлять каждые 3 месяца. Если уроки рисования частые, то лучше заменять песок раз в 1,5 месяца. В противном случае он уже не будет таким податливым, поэтому не подойдет для занятий.

Стол можно сделать самостоятельно. Соединяем борта прямоугольной формы и прикрепляем к дну из матового стекла или пластика толщиной до 0,5 см. Под ним крепим лампу. Цвет освещения подойдет любой: теплый, холодный и даже цветной. 

Рисовать песком можно по-разному: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцем или любым другим пальцем, одновременно несколькими пальцами, симметрично двумя руками. 

Предлагаем несколько упражнений для рисования песком на световом столе:

  • Буквы. Подойдет для периода, когда дошкольник учит буквы. На столе рассыпьте песок ровным слоем. Пусть ребенок пальцем выводит буквы по очереди.
  • Облако. Пусть малыш наберет песка в кулак и рассыпает его тонким слоем, делая круговые движения.
  • Кленовый лист. Нужно насыпать линии контура и прожилок. Чтобы они стали более четкими, лишний песок сдвигают внутрь изображения листа или, наоборот, за его пределы.
  • Солнце. Набрать песок в кулак, поднять на высоту 30 см от стола и равномерно сыпать его в одном месте, не сдвигая кисть. Песчинки будут отскакивать в стороны, формируя кольцо, а в середине оно будет пустым. Чем ниже рука, тем меньше диаметр кольца.
  • Морской пейзаж. Выровняйте песок на столе и пройдитесь растопыренными пальцами, делая волны. В верхней части листа можно сделать небольшие черточки ногтями – имитируем рябь. Ребром ладони выделить горизонт и убрать лишний просыпавшийся песок.
  • Горный пейзаж. Песок рассыпаем, двигая рукой зигзагом в горизонтальном направлении. Ребром мизинца убираем лишнее сверху.

Когда отточите мастерство, можно даже снять фильм. Для этого нужно закрепить видеокамеру под столом. Предварительно нужно продумать сюжет, поэкспериментировать, потренироваться рисовать. Пусть дети сами предлагают сказку. 

Таким образом, рисование песком – не просто творческий процесс. Он благотворно влияет на фантазию ребенка, мелкую моторику. Это развивающее занятие. К тому же песок приятно ощущать в ладони, это чувство расслабляет. Дети трогают пальчиками, гладят ладонями, а нервные импульсы передаются в головной мозг.