Проблемы адаптации детей 4-5 лет к ГБДОУ и пути их решения

Захар Т.М., воспитатель ГБДОУ № 43

На сегодняшний момент хорошо изучены вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Однако многие дети начинают посещать детский сад позже. К сожалению, особенности процесса адаптации детей 4-5 лет к ДОУ на сегодняшний день изучены недостаточно. А между тем многие педагоги считают, что период 4-5 лет – это самое подходящее время для оформления ребенка в детский сад. Есть мнение, что именно к этому моменту ребенок достаточно созрел эмоционально и физиологически. Тем не менее нужно понимать, что, несмотря на видимую самостоятельность, ребенок, поступающий в детский сад даже в возрасте 4-5 лет, сталкивается с серьезными изменениями в своей жизни, и это не всегда проходит гладко. Мы должны помнить, что успешная социальная адаптация в дошкольный период обусловливает, в том числе, и успешность ребенка в дальнейшем школьном обучении: овладение нормами культуры, принятие социальных требований, освоение способов совместного поиска и принятия решений, формирование представлений о себе на основе внутренних ценностей, интересов и потребностей.

Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик в любом возрасте   является еще неизвестным пространством с новым окружением и отношениями. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. Ему необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детском саду.

Если рассматривать адаптацию к ГБДОУ как критический для детей фактор, то нужно отметить возможность проявлений признаков стресса. Очень важно анализировать причины стресса и возможные его последствия. Это даст нам возможность уменьшить неблагоприятное влияния таких последствий на малыша. Причины стрессовых перегрузок в детском саду в первые месяцы пребывания:

  • длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку;
  • строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых наказывают;
  • невозможность удовлетворения каких-то потребностей ребенка;
  • общение сразу со многими взрослыми людьми.

У немногих детей адаптация к условиям ГБДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Форма адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния ребенка, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; иногда ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями), снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям; иногда происходит регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки. 

Адаптация детей – процесс сложный, поэтому специалисты условно выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность. Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В редких случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Второй этап – называют умеренно острый, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервозности воспитанника, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, самостоятельно одеваться.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при создании системы взаимодействий ДОУ и семьи. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двухсторонний процесс.

Адаптация ребенка в детском саду – это адаптация в первую очередь семьи.

Чем дольше ребенок жил дома по режиму дня, схожему с распорядком в детском саду, тем проще в этом отношении пройдет для него период адаптации. Поэтому, если   малыш дома живет по собственному графику, то в задачу родителей входит приблизить его к режиму дня детского сада.

Подъем должен быть в 6-30 – 7-30, чтобы вовремя успевать в сад, отход ко сну – не позже 20 часов 30 минут, чтобы малыш успевал выспаться.

Учитывая, что адаптация — это всего лишь способ детского организма и психики приспособиться к новым условиям, отметим, что она может проходить по-разному у детей 4-5 лет и зависеть от темперамента и здоровья малыша. Чтобы все прошло максимально гладко, нужно:

  • ограничить ребенку время просмотра телевизора и компьютерных игр;
  • больше читать малышу;
  • придумать для него спокойные и интересные игры;
  • активно проявлять понимание и любовь.

Чего делать нельзя:

  • ругать детей за плач и запугивать;
  • посещать места скопления народа;
  • негативно отзываться о саде или воспитателе в присутствии ребенка;
  • забирать малыша позднее всех;
  • успокаивать фразами «не надо плакать», «не бойся» и др., способными вызвать негативное отношение ребёнка к себе как к трусливому и капризному человеку.

Нужно понимать, что адаптация в детском саду – это испытание для ребенка, сопровождающееся  особым эмоциональным состоянием. Чаще всего ребёнок 4-5 лет испытывает из-за этого целый букет отрицательных эмоций, среди которых гнев и агрессия. Но также в этот период его одолевает жажда новых знаний и обычное детское любопытство. И на этом нужно стараться делать основной акцент.

Рекомендации для родителей

Чтобы ребенок как можно быстрее и проще адаптировался в детском саду, родителям нужно научиться соблюдать ряд простых правил:

  1. Не показывайте беспокойство и страх, оставляя ребенка в саду.
  2. Не ругайте малыша за проступки и капризы в саду в ваше отсутствие, чтобы не закреплять у него негативные ассоциации с садом.
  3. Не поддавайтесь уговорам ребенка оставить его дома на несколько дней. Таким способом вы только ухудшите ситуацию.
  4. Водите ребенка в сад только здоровым.
  5. Общайтесь с воспитателями, проявляйте интерес к жизни ребенка в группе детей.
  6. Дома смотрите с малышом позитивные мультфильмы и читайте книжки на тему детского сада.
  7. Разговаривайте с ребенком, объясняя ему, что в саду он не останется навсегда.
  8. Поощряйте желание малыша пойти в садик.
  9. Не чувствуйте себя виноватыми за то, что отправили ребенка в детский сад.

Для того чтобы в детском саду чувствовать себя комфортно, ребенок 4-5 лет должен обладать определенными навыками:

  1. Уметь самостоятельно раздеваться и одеваться (в сад лучше надевать детям просторную одежду без сложных застежек).
  2. Уметь убирать за собой игрушки по требованию.
  3. Посещать туалет при необходимости или сообщать о позывах воспитателю.
  4. Уметь общаться с детьми.

Последний пункт в данном случае самый важный, так как именно умение наладить контакт с окружающими сделает период адаптации 4-5 летнего малыша в саду безболезненным. Чем проще для ребенка будет делиться игрушками, ожидать или выполнять поручения, тем проще ему будет привыкнуть к новой обстановке.

Как помочь детям привыкнуть к детскому саду?

Крайне важно проявлять интерес к процессу, своим примером показывая ребенку, как вам нравятся перемены и как хорошо вы относитесь к саду и воспитателям. Расстроенные и нервные родители, испытывающие чувство вины, станут для малыша доказательством того, что сад в жизни их семьи – это что-то действительно плохое.

Не менее важно наладить контакт с воспитателем. Чтобы малыш шел в садик, если не с удовольствием, то хотя бы без слез, его нужно мотивировать. Напомните малышу о том, какие там красивые игрушки и как интересно гулять вместе с детками на детской площадке.

Лучше будет придумать особый ритуал прощания без слез и истерик, закрепляя его день за днем.

Забирая ребенка из садика, расспрашивайте его о проведенном дне, хвалите и подбадривайте, напоминайте о том, каким он стал самостоятельным и как вы очень им гордитесь. 

В заключение отмечу, что родители должны понимать: сложно будет только на начальном этапе. Со временем, когда пройдет период адаптации, малыш будет с удовольствием ходить в сад  к новым друзьям.

В ГБДОУ № 43 в августе 2022 года была открыта средняя группа для детей, не посещавших ранее детские сады. На протяжении трех месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) воспитателями группы в соответствии с годовым планом велась работа по адаптации детей к условиям детского сада. Прием детей проходил постепенно. В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Я поставила на период адаптации следующие задачи:

  1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
  • организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
  • формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
  • обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
  • воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
  1. Закладывать основы будущей личности:
  • воспитывать у детей уверенность в себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
  • закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
  • закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как сумеем мы, воспитатели, понять нужды, интересы, наклонности детей, своевременно снять эмоциональное напряжение ребенка, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации использую следующие формы работы:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • развивающие игры.

Сведения о ребенке получаю в процессе беседы с родителями, а также в ходе анкетирования и наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений получила достаточно важную информацию о проблемах многих детей, их темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Кроме того, в ходе беседы с родителями устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за малыша, информирую о протекании адаптационного периода, ориентирую на активное взаимодействие.

В своей работе с детьми в первые месяцы их пребывания в ГБДОУ я использую индивидуальные (способствует решению точечных педагогических задач), групповые (позволяют повысить уровень учебной мотивации воспитанников) и фронтальные формы работы (широкий охват всей группы общим делом).

Количество прибывших детей – 28.
Формы адаптации:

  • легкая степень – 9;
  • средняя степень – 19;
  • тяжелая степень – 0.

В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

 Число случаев заболеваний детей:

  • сентябрь – 18;
  • октябрь – 12;
  • ноябрь – 8;
  • общее число – 38.

Таким образом, чтобы избежать проблем и трудностей в адаптационный период, необходимо грамотно выстроить обязательную предварительную подготовку ребенка к новым жизненным условиям. Последовательная и системная выработка единых требований к поведению ребенка, согласование модели взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» – важное условие, облегчающее его адаптацию. И тогда самая важная проблема – процесс адаптации успешно разрешится.

Список литературы

  1.  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155
  3. Конституция РФ, ст.43, 72.2
  4. Конвенция о правах ребенка
  5. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2012. – 510 c.
  6. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста / Е.Б. Волосова. – М.: Линка – Пресс, 2012. – 283 с.
  7. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.
  8. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. – СПб.: Питер, 2012. – 286 c.
  9. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену. – М.: Форум, 2012. – 256 c.
  10. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева. – М.: Academia, 2016. – 320 c.
  11. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: Проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещания `Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях` Москва, 17-19. – М.: Наука, 2016. – 344 c.
  12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 416 c.
  13. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
  14. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2014. – 240 c.
  15. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 2015. – 399 c.
  16. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.П. Сазонова. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 272 c.
  17. Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010 – №3. – С. 29-32.
  18. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2014 – №1. – С. 41-46.
  19. Теплицкая, И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста / И.Б. Теплицкая // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста . – 2011. – С. 111-116.
  20. Титов, В.А. ВПС: Дошкольная педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. – М.: Приор, 2002. – 192 c.
  21. Титова, Е.В. Если знать, как действовать / Е.В. Титова. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
  22. Теплюк, С.Н. Ребенок третьего года жизни Пособие для родителей и педагогов / С.Н. Теплюк; под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 256 с.
  23. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: Сфера, 2015. – 240 c.
  24. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. – 256 c.