Музейная педагогика как эффективная форма воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Васильева Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 45

В настоящее время, в эпоху глобальных исторических событий и консолидации российского общества одним из важнейших направлений работы с детьми становится формирование духовно-нравственных ценностей. Какие же ценности мы, как родители и как педагоги, должны воспитывать в наших детях?

В Указе Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» говорится: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Перечисленные выше ценности всегда были присущи русскому народу, многие поколения русских людей воспитывались на таких ценностях. В настоящее время мы наблюдаем оскудение духовности в человеке, культ потребления, приоритет материальных ценностей над духовными, кризис института семьи, отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от истории страны, исторического опыта поколений, традиционных ценностей русского народа.

Таким образом, перед нашим обществом в целом сейчас стоит важная задача: трансляция, сохранение, укрепление и передача подрастающему поколению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Перед педагогическим сообществом, согласно вышеназванному документу, стоит следующая задача – «…совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей».

В каком возрасте нужно начинать воспитывать в ребенке традиционные ценности? С первых лет жизни ребенка. Именно дошкольное детство является сензитивным периодом для формирования духовной основы ребенка, нравственных ориентиров и ценностей. Дети-дошкольники любознательны, восприимчивы, открыты миру. Они запечатлевают в своей душе всё увиденное и услышанное ими в детстве. Детские впечатления у большинства людей сохраняются на всю жизнь. Поэтому именно в этом возрасте родители и педагоги должны приложить все усилия для воспитания в ребенке любви к родной стране, малой Родине, любви к природе, гуманизма, милосердия, желания трудиться, уважения к старшим и других базовых национальных ценностей.

Большая ответственность лежит на педагогах дошкольных образовательных учреждений. Чтобы воспитывать в детях традиционные ценности, нужно, во-первых, самому быть носителем этих важнейших ценностей, а во-вторых, уметь найти эффективные, актуальные, инновационные формы, методы, технологии работы с детьми для решения этих задач.

Опираясь на наш опыт, можно сказать, что одной из эффективных форм формирования у детей традиционных духовно-нравственных ценностей является работа по созданию в детском саду мини-музеев патриотического направления.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере дошкольного воспитания. Создание мини-музеев помогает развить у детей-дошкольников интерес и уважение к истории, культуре и традициям своего народа, помогает воспитывать патриота. Каждый мини-музей – это познавательный центр, результат сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей.

Тематика мини-музеев может быть разнообразной: «Русская изба», «Народная игрушка», «Заступники, подвижники и защитники земли русской», «Наш родной край» и другие. Экспонаты мини-музея могут располагаться на полках, стеллажах, а могут даже в чемодане!

Мы хотим поделиться опытом работы по созданию «мини-музея в чемодане» в нашем детском саду.

На наш взгляд, «музей в чемодане» – одна из интереснейших форм музейной педагогики. Преимущество «музея в чемодане» – его интерактивность, то есть активное взаимодействие детей с экспонатами. Все экспонаты можно рассматривать, трогать руками, даже примерять на себя. Это позволяет ребенку прикоснуться к истории, встретиться с живыми экспонатами, которые раньше он мог видеть только в витрине музея. Кроме того, во время экскурсий по «музею в чемодане» создается эффект таинственности, ребенка удивляет увиденное, а значит, и повышается познавательный интерес детей.

Другие важные качества «музея в чемодане» – его мобильность, компактность, трансформируемость и полифункциональность. Он не занимает много места, может быть развернут в группе всего за несколько минут, перенесен в другую группу для проведения экскурсии с детьми разных возрастов. «Музей в чемодане» может быть включен в сюжетно-ролевую и театрализованную игру, экспонаты музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развлечений и праздников.

В нашем детском саду мы обратились к созданию «музея в чемодане» ещё в рамках работы над годовым проектом к 75-летию Победы и назвали наш музей «Мы помним, мы годимся».

На подготовительном этапе работы по созданию мини-музея мы вместе с детьми и родителями обсуждали основную направленность мини-музея, выбирали его название, план наших действий, определялись с оформлением чемодана.

Деятельностный этап работы состоял из сбора экспонатов и привлечением к этому детей, родителей и педагогов.

Чемодан специально подобрали старенький, из прошлого века. Он тоже сам по себе экспонат. В чемодан мы положили:

  • подлинные фронтовые и послевоенные предметы: фронтовые фотографии, открытки «С Днем Победы» советского периода, саперную лопату, немецкий трофейный фотоаппарат, солдатскую ложку, фляжку, сигнальный фонарь, гильзы от патронов, пилотки военного образца и т.д.;
  • предметы-муляжи, относящиеся к военному времени: макет автомата ППШ, макет танка Т-34, письмо с фронта, муляжи орденов Красной Звезды и Отечественной войны и т.д;
  • рисунки и поделки детей по тематике мини-музея.

Ко всем экспонатам мы подобрали загадки, небольшие рассказы, понятные детям. Вместе с воспитанниками подготовительной к школе группы провели инвентаризацию всех экспонатов, разработали экскурсию для детей и родителей. Составили паспорт мини-музея в чемодане.

На заключительном этапе работы состоялось открытие в группе «мини-музея в чемодане». В роли экскурсоводов активно выступили сами дети – воспитанники подготовительной к школе группы.

Мини-музей в чемодане «Мы помним, мы гордимся» в течение двух лет активно использовался в работе с детьми, пополнялся экспонатами, рисунками и поделками детей, электронными образовательными ресурсами, участвовал в тематических выставках в детском саду, помогал детям прикоснуться к истории и победе родной страны.

В современных условиях, когда во многих странах память о Победе русского народа в Великой Отечественной войне изо всех сил пытаются оспорить, стереть, очернить, когда ведется борьба с памятниками героям этой войны, а в мире опять поднял голову нацизм, наш мини-музей «Мы помним, мы гордимся» приобрел еще большую актуальность. Он помогает нам через знакомство с экспонатами мини-музея воспитывать в детях патриотизм, гражданственность, историческую память, чувство сопричастности к истории родной страны, уважения к защитникам Отечества.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что музейная педагогика в детском саду – это одна из эффективных форм воспитания традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.