60 лет школе-интернату № 16

Колосенко О.Ф, заместитель и.о. директора ГБОУ школа-интернат № 16

«В каждом человеке – Солнце!» – так считал Сократ – один из наиболее известных и уважаемых философов Древней Греции, чьи идеи прошли сквозь тысячи лет, но до сих пор поражают своей актуальностью. Эта прекрасная метафора выражает суть образовательной деятельности нашей школы, которая в этом году отметила свой юбилей.

Нашей школе – 60 лет!

Неумолимо бежит время, проходят десятилетия, но по-прежнему остаются люди, чей труд нельзя измерить ничем. Именно они обладают удивительной способностью  – всецело отдавать себя детям: свое сердце, свою душу, свою жизнь…

Золотыми буквами  в летопись истории образовательного учреждения вписаны имена педагогов, стоявших у истоков нашей школы, посвятивших свою жизнь развитию и гуманизации  образовательной системы, созданной  для обучения и социализации детей  с ограниченными возможностями здоровья, это директора школы Екимова Зинаида  Павловна, Кудрявцев Николай Андреевич, Смирнова Маргарита Васильевна, Забалканская Елизавета Павловна, Гринева Эрика Вячеславовна, Лукьянова Светлана Дмитриевна, завучи Бурлакова Нина Яковлевна, Ткачева Тамара Николаевна, Левченко Любовь  Евгеньевна, учителя трудового обучения Барышевский Владимир Иванович, Бородай Юрий Васильевич, Егоров Евгений Васильевич, Мисюк Антонина Федоровна, Репина Лилия Васильевна, Рудникова Сталина Александровна, учитель класса «Особый ребенок» Харапут Елена Викторовна, учителя русского языка Давыдова Тамара Федоровна, Лаптева Тамара Федоровна, Бычкова Людмила Васильевна, учитель начальных классов Мазина Нина Ивановна, учителя математики Турбина Нина Антоновна, Захарова Лариса Петровна, учитель изобразительного искусства Вадужева Инесса Алексеевна, учитель физической культуры Ларина Галина Ивановна,  учителя-логопеды Пызина Людмила Сергеевна, Иваникова Алла Сергеевна, воспитатели Филина Мария Ефимовна, Нагина Елена Михайловна, Федотова Мария Тимофеевна, Избицкая Елена Александровна, Амосова Антонина Ивановна, Воробьева Нина Андреевна, Петрушина Ирина Михайловна, Таганова Нина Александровна.  

Что такое наша школа сегодня? Это высокий профессионализм педагогов, инновационные технологии, сотрудничество и единство в решении поставленных задач между всеми участниками образовательного процесса.

Опытные педагоги – педагоги-наставники  создают условия для формирования в учреждении инновационной образовательной среды, успешно, эффективно выполняют свои обязанности по совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе, создают комфортный микроклимат для раскрытия творческих способностей молодых учителей.           

Молодежь приходит в школу творческая, талантливая, а самое главное, стремящаяся и  желающая  работать. И работать  именно  с детьми с особыми образовательными потребностями.

Сегодня  наша школа – высоко квалифицированный педагогический коллектив, который  имеет все возможности для решения поставленных задач: условия, квалификацию, образование, опыт работы и, самое главное,  желание работать эффективно, работать творчески. Это отражает требование сегодняшнего времени, определяет дальнейшую перспективу развития  как нашего образовательного учреждения, так  и перспективу развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитанники  нашего образовательного учреждения  в силу своих психофизических особенностей  имеют различные дефекты: психоневрологические, речевые, моторные, соматические. Поэтому образовательный процесс в школе имеет выраженную коррекционную направленность. На уроках и во внеурочное время мы используем специальные методики и современные технологии коррекционной педагогики по коррекции мышления, развитию внимания, памяти, речи, познавательных интересов, фонематических восприятий и представлений учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В школе работают учителя-дефектологи, специалисты службы психолого- медико-педагогического сопровождения: учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя адаптивной и лечебной физкультуры, коррекционно- развивающих занятий, медицинские работники.

Целью нашего образовательного учреждения является  коррекция и всестороннее развитие личности обучающихся, получение ими основного общего образования, подготовка к жизни, к самостоятельному труду – то есть,  их дальнейшая социализация в жизни.

Мы можем отметить, что школа справляется  с этой своей задачей. В школе-интернате созданы необходимые условия для коррекции и компенсации каждого воспитанника. Выпускники нашей школы успешно адаптируются в жизни, продолжают обучение в профессиональных училищах, реабилитационных центрах и колледжах,  работают в различных областях народного хозяйства по востребованным специальностям: столяры, слесари, швеи, маляры, продавцы, повара, плотники, водители, парикмахеры и т.д.  

Каждое новое время ставит новые задачи, и главный лозунг нашей школы – «Быть с веком наравне».   

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989),  «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей» (1993), национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», с целью реализации права ребенка с ограниченными возможностями здоровья (и, в первую очередь, проживающих в учреждениях социального обеспечения, то есть воспитанников ДДИ № 4 и ДДИ № 5) на получение образования   с 2010 года в нашем образовательном учреждении организовано  обучение ещё одной категории детей – с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. За эти годы процесс обучения способствовал развитию учебных, трудовых, социально-бытовых, культурологических, творческих навыков этих детей, укреплению их психического и физического здоровья, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой, нравственной сферы, психических и  познавательных функций. 

Сегодня мы – одна дружная школьная семья. Вместе учимся, трудимся, занимаемся творчеством, спортом, участвуем в школьных, районных, городских, региональных и всероссийских смотрах, конкурсах, выставках, мастер-классах, проектах,  акциях.

С 2016 года   школа входит в перечень стажировочных площадок Министерства образования и науки как образовательная организация, успешно реализующая практики работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.  

Наша школа является победителем Всероссийского конкурса «Лучшее образовательное учреждение России, реализующее адаптированные основные образовательные программы» (2016,  2019 годы).  Мы – федеральная научно-исследовательская площадка по образованию детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии при МГППУ;  региональный оператор по программе «Доступная среда» Министерства труда и социальной защиты; с 2017 года –региональный модельный образец эффективной адаптации здания для ММГГ; руководитель (оператор) методического объединения (оператор) образовательных организаций Пушкинского района, обучающих детей с  ТМНР.  А ещё наш интернат  –  «Лучшее учреждение 2020 года в Санкт-Петербурге в сфере спорта и творчества».

В 2016 году в школе создано структурное подразделение дошкольного образования с целью обеспечения коррекционно-образовательного   процесса, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, развития их индивидуальных способностей.

С целью оказания психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями  в возрасте от 3 до 7 лет в январе 2021 года  при дошкольном отделении  открыт Центр сопровождения ребенка  с ОВЗ и его семьи,  в январе 2022 года – Центр ранней помощи детям с ОВЗ  в возрасте от 1 до 3 лет   и их семьям.

Занятия спортом,  спортивные мероприятия для учащихся с ОВЗ имеют даже большее значение, чем для здоровых детей. Они помогают им укрепить  в себе уверенность и независимость, ведут к успешной социальной адаптации в жизни.  Как результат –  наши многочисленные победы в соревнованиях по различным видам спорта для людей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья районного, городского, регионального и всероссийского уровня.

Воспитанники ГБОУ  школы-интерната № 16  многократные призеры и победители регионального тура и национального чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» 2020-2022.  На протяжении четырех лет  образовательное учреждение является постоянным участником и организатором площадок движения «Абилимпикс» в Санкт-Петербурге, а также различных мастер-классов, семинаров и конференций. Три педагога школы прошли обучение и являются экспертами-наставниками, членами жюри конкурсов, один из педагогов является заместителем главного эксперта чемпионата «Абилимпикс» Санкт-Петербурга.

В школе работает «Школа волонтеров»,  проводятся  межшкольные мероприятия для реализации единой концепции сохранения здоровья в семье, школе и вне ее: тайминги «Ребенок с особыми образовательными потребностями», тематические интерактивные встречи, марафоны, квесты, деловые игры.

Педагогами школы проводятся обучающие мастер-классы по арт-терапии, музыкотерапии, фитотерапии, нейройоге,  аква-анимации,  пескотерапии и другие мероприятия  творческой самореализации.

В связи с повышением спроса родителей и детей с особыми образовательными потребностями на организованный летний отдых с  использованием творческого потенциала педагогов и воспитанников, а также модернизацией старых форм работы и созданием новых по формированию благоприятных условий для реабилитации, укрепления здоровья и организации досуга детей с во время летних каникул с 2020 года на базе нашего образовательного учреждения работает единственный в городе городской оздоровительный летний лагерь «Надежда», в том числе и  для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

В сентябре  2022 года  открыто отделение дополнительного образования детей с ОВЗ « В каждом человеке Солнце»  по реализации программ дополнительного образования по художественной, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленностям: театральная и вокальная студии, кружки изобразительного искусства, прикладного творчества, секции волейбола, дзюдо,  бочча,  мини-футбола. корригирующей гимнастики. Сегодня отделение дополнительного образования — это педагоги, которые создают единое культурно-образовательное пространство, привлекающее детей с особыми образовательными потребностями возможностью творческой самореализации и самосовершенствования.

Опыт работы педагогического коллектива школы наши педагоги представляют на семинарах, конференциях, педагогических советах районного, городского, регионального, всероссийского  и международного уровней.

Цель традиционного ежегодного Всероссийского педагогического семинара «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», проводимого ГБОУ школой-интернатом № 16 совместно с АНО «Центр  ДПО «АЛЬФА-ДИАЛОГ», — совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и коррекционного образования. Гости  руководящие и педагогические работники образовательных организаций Республики Саха (из Якутии), Ханты-Мансийского автономного округа (Югра), Краснодарского края России высоко оценили опыт Санкт-Петербурга, Пушкинского района по образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями

Проведение традиционного городского фестиваля «Семейные традиции здоровьесбережения» направлено на развитие творческих способностей, поддержку творчески одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья  и их здоровых сверстников, формирование толерантных умений и навыков совместного общения детей,  педагогов, родителей.

За последнее время изменилось отношение общества к этим детям через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка-инвалида максимально полноценно участвовать в жизни общества, реализуются социальные проекты. Одним из таких проектов стал наш городской творческий марафон «Сделай мир добрее!»

Главной целью проведения марафона является создание  единой образовательной и воспитательной среды для школьников, имеющих тяжелые множественные нарушения в развитии,  и учащихся общеобразовательных школ, включение детей-инвалидов в интегрированное воспитательное пространство города.

В связи с  Международным днем инвалидов и презентацией опыта совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями- воспитанников детских домов-интернатов и учащихся общеобразовательных школ Пушкинского района   30 ноября 2022 года  на базе  Дворца Молодежи «Царскосельский»  прошла наша  традиционная городская общественная акция  «Сделай мир добрее!»,  посвященная  Международному Дню инвалидов и 60-летнему юбилею  ГБОУ школы-интерната № 16. Участниками нашей акции стали ГБОУ школа-интернат № 16, ГБОУ школа-интернат № 67, ГБОУ школа-интернат № 68, ГБДОУ № 43,  ГБУ ДО «Дворец творчества юных»  Пушкинского района, ГБОУ школа № 25 Петроградского района, ГБОУ школа № 565 Кировского района города, ГБОУ № 613 Московского района Санкт-Петербурга.

В программе акции прошли замечательные творческие выступления школьных коллективов этих образовательных учреждений, творческие мастерские «В каждом человеке – Солнце!» Гостями и помощниками у детей с особыми образовательными потребностями стали учащиеся общеобразовательных школ Пушкинского района.  Радость взаимного общения, дружеского сотрудничества создали особую неповторимую атмосферу праздника, от которого  все, действительно,  становятся  добрее: и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас другое время и другие дети. И, к сожалению, теперь чаще рождаются дети с особыми образовательными потребностями в здоровых,  благополучных семьях. Они более уязвимы физическом, психологическом, педагогическом и медицинском отношении, они больше нуждаются в поддержке, сопровождении и реабилитации. И нас привлекает в  работе с ними  желание  поддержать и защитить! Они добрее,  светлее, чище…

Дети с ОВЗ – очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной, доброжелательной, ритмичной обстановке. У них свои мысли, своя позиция, а значит, свое Солнце, которое может согревать своим теплом окружающих, тем самым дарить радость людям и давать им возможность возвращать окружающим любовь и  свет.

Наш современный мир  с его темпом жизни, с новыми технологиями, которые появляются и внедряются буквально на наших глазах, мир, в котором многие ценности пересматриваются и переоцениваются, – это тот мир, в котором живём сейчас мы и наши дети, мир в котором ВСЕ дети должны стать личностями.

Любовь и доброта – это СОЛНЦЕ!

В каждом человеке есть СОЛНЦЕ, только надо помочь ему проявить себя, поверить в собственные силы. Для этого нужно только посмотреть на ребёнка добрыми глазами и обязательно увидеть в нем что-то хорошее. А еще лучше сказать ему об этом.

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить», – говорил  Сократ.          

Пусть оно светит ярко, тепло, долго!