Эколята-дошколята: в гармонии с окружающим миром

Петрова С.А., воспитатель группы «Жемчужинки» ГБДОУ детский сад № 42
Садовская Н. В., воспитатель группы «Жемчужинки» ГБДОУ детский сад № 42

 Мы – ребята-дошколята,
Мы в природу влюблены.
Значит, все мы – эколята –
Защищать её должны!

Мир природы удивителен и прекрасен. Но все ли способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды? Не секрет, что умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не дается от рождения, а воспитывается. Поэтому воспитание гуманного отношения к окружающей природе начинается уже в дошкольном возрасте.

В подготовительной группе «Жемчужинки» нашего детского сада уже не первый год уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников. Задача воспитателей – научить детей видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, развивать в них желание сохранить её.

Процесс экологического воспитания детей включает в себя чтение тематических книг, заучивание стихов, пословиц, поговорок, оформление выставок детских работ, наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых. Широко используются для экологического воспитания детей и прогулки, во время которых мы знакомим их с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что где растёт», «Узнай и назови», «Вершки-корешки», загадки о животных, вопросы на узнавание деревьев, кустарников, цветов.

Еще в старшей группе наших воспитанников приняли в эколят-дошколят – юных защитников природы. Они познакомились с настоящими эколятами – Умницей, Шалуном, Ёлочкой и Тихоней, которые учили их беречь, охранять и уважать природу, заботиться о ней, и дети давали клятву юного защитника окружающей среды.  

В феврале мы с ребятами  сажали семена цветов на подоконнике и  наблюдали за ростом растений. А с приходом весны высаживали на клумбах петунью, бархатцы. Дети с удовольствием помогали в уходе за ними. Все это помогает развивать у ребят любовь и бережное отношение к растениям, желание о них заботиться. Осенью по традиции мы вместе с детьми делали овощные и фруктовые салаты, рассказывали о каждом овоще и фрукте и о витаминах, содержащихся в них.

Для систематизации полученных знаний мы используем чтение художественных произведений, рекомендованных программой детского сада, проводим беседы, рассматриваем картины и иллюстрации, смотрим и обсуждаем  фильмы – задаем вопросы и видим в глазах детей сочувствие и сопереживание или радость и восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, в которых проявляется их забота о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?».

В начале года мы участвовали в конкурсе «Чирик кафе», проводимом в рамках экологического проекта «Помощь птицам в зимних условиях». В течение месяца наблюдали за птицами, прилетающими на участок, кормили их и вели дневник наблюдений. В результате ребята нашей группы  заняли третье место среди регионов России. Весной совместно с детьми участвовали в конкурсе «О природе мы сердцем поём» и стали победителями. По условиям конкурса воспитатели пели, а дети танцевали. Авторами песни стали члены экологической группы детского сада.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй, потому что только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание Человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями мы используем традиционные формы: родительские собрания, консультации, беседы, папки-передвижки, стенды. Вместе с ними мы провели фестиваль картин из бросового материала «Особый взгляд» – родители совместно с детьми делали копии картин известных художников. Осенью организовали выставку «Осенний гербарий», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала.

В течение нескольких лет проводим экологические акции «Круг жизни» (сбор макулатуры и пластика), «Батарейки, сдавайтесь!», «ДоброБум» и «Бумажный БУМ» (сбор макулатуры), «Крышечки ДоброТЫ».

Приятно видеть, что наша работа по экологическому воспитанию детей дает положительные результаты. Мы помогаем не только понимать и любить природу, но и формируем экологическое мышление, воспитываем умение экспериментировать, желание анализировать и делать выводы. Всё это развивает умственные способности детей, пробуждает в них желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.