Ребята в школьном музее

Герман С.Ю., воспитатель ГПД ГБОУ школы № 297

Как нет человека без самолюбия,—
так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека…
К. Д. Ушинский

В современном мире наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций, устойчивому развитию общества.

Прошлое для человека – важнейший источник для формирования собственного сознания и определения личного места в обществе и окружающем мире.

В работе по данной проблеме я выделяю три основных направления: изучение исторического и культурного наследия Отечества; изучение истории семьи; изучение истории, культуры и традиций родного края. Работа по этим направлениям реализуется  через внеклассную деятельность.

Каким образом решается проблема формирования исторической памяти у учащихся начальных классов  школы № 297? Мы совместно с методическим объединением преподавателей общественных наук решили провести цикл занятий для групп продленного дня.

Вторая четверть началась для воспитанников из второй параллели групп ГПД очень познавательно – с курса лекций в школьном музее, оборудованном в кабинете истории! Ребят встретила приветливый экскурсовод – заведующая школьным музеем, учитель истории и обществознания Шалонина Надежда Анатольевна.

Посещение музея – это целый цикл занятий, похожих на захватывающее приключение, в результате которого дети знакомятся с предметами из прошлого. Ребята  отправились в увлекательное путешествие по страницам истории, знакомясь с экспонатами, трепетно собранными и  старательно сохраненными Надеждой Анатольевной. Рассматривая экспозицию музея, ученики  погрузились в историческое прошлое нашего народа. Каждый, посетив музей, имел возможность расширить свой кругозор.

Ребята на таких занятиях приобщаются к прошлому, узнают названия и назначения неизвестных им ранее предметов: прялка, веретено, шпулька, скайло.  На одном из занятий ученики узнали «как рубашка в поле выросла», потом познакомились с деревянными и металлическими утюгами, узнали, какой бывает хлеб! Мальчики и девочки увидели, как одевались мужчины и женщины в далекие времена, полюбовались и разобрались в значениях узоров  разных орнаментов вышивки, внимательно рассмотрели полотенце, вышитое вручную,  которому уже более 100 лет!

В таких занятиях учащиеся участвуют очень активно! Они увлеченно рассказывают то, что им известно о прошлом их семей.

Такие занятии помогают подготовить детей к жизни в обществе, формируют бережное отношение к созидательному труду человека, к своей культуре и своему народу.

Детям очень нравятся  наши экскурсии, они долго пребывают под впечатлением от увиденного, дома рассказывают родителям об этом. Некоторые даже стали задавать вопросы не только о том, что их  сейчас окружает, а также о том, что было раньше. Из этого можно сделать вывод, что музей позволяет почувствовать сопричастность детей к прошлому и является средством формирования духовного мира школьников.

В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, осознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на Земле.

Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей – это то главное, что мы –  учителя хотим воспитать в наших детях.