Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Рябченко Т.Д., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 12 комбинированного вида

Современный мир предъявляет множество требований не только ко взрослым, но и к детям. Каждый день все мы сталкиваемся с событиями, вызывающими у нас разнообразные эмоции. Неумение распознавать и действовать в соответствии с ними могут привести к печальным последствиям в виде развития тревожных, агрессивных состояний и повышенного нервного напряжения. Именно поэтому очень важно научить ребёнка с малых лет не подавлять эмоции, а уметь их правильно проживать без вреда для своего психического состояния и окружающих.

Что же такое эмоциональный интеллект? Это совокупность способов и реакций отслеживания своего эмоционального состояния, а также эмоций и чувств окружающих людей, умение различать и использовать их для гармонизации своих психических процессов.

Джон Майер выделяет четыре  составляющие эмоционального интеллекта:

  • восприятие – умение распознать эмоции вербальным (с помощью речи) и невербальным (жесты, мимика, поза, поведение) способами;
  • понимание – способность устанавливать причинно-следственные связи между возникшей эмоцией и мыслью, на неё повлиявшей;
  • управление – навык, позволяющий работать с эмоциями (подавлять, вызывать или направлять);
  • использование – совершение действий, направленных на активизацию работы мозга благодаря эмоциям.

К особенностям эмоционального интеллекта у дошкольников относят следующие:

  • непосредственность и открытость;
  • незрелость в определении своих и чужих эмоций по внешним и внутренним признакам;
  • оптимизм и позитивность;
  • лёгкий эмоциональный отклик на различные события;
  • резкая смена эмоционального настроя под влиянием внешних событий.

В дошкольном возрасте детей можно разделить на три группы в зависимости от их эмоционального состояния: дети с повышенной чувствительностью, дети со стабильной эмоциональностью и дети со слабым выражением эмоций.

Именно в период дошкольного детства развитие эмоционального интеллекта будет наиболее эффективным. Первоочерёдная задача – научить ребёнка распознавать основные эмоциональные состояния: радость, удивление, злость, презрение, стыд, страх, печаль, интерес. В таком возрасте малыш ещё не способен полностью управлять своими эмоциями, однако восприятие и понимание, о которых говорилось ранее, являются первыми двумя ступеньками к этой способности, что может очень пригодиться в будущем особенно на этапе перехода от дошкольного детства к школьному обучению.

Необходимо объяснить детям, что эмоции бывают разными, приятными и не очень. Не стоит бояться их отрицательных проявлений, ведь все эмоции и чувства важны, все они возникают не просто так, а в ответ на какой-либо раздражитель. Чем быстрее ребёнок это осознает, тем легче он научится приспосабливаться к новым ситуациям и людям, объяснять свои и чужие поступки.

Чем меньше запретов на эмоции, тем выше уровень развития эмоционального интеллекта. Такие люди способны находить общий язык с окружающими, более внимательно относиться к проблемам и их решению, контролировать свои реакции на внезапно изменившиеся планы.

Для чего же у детей необходимо развивать эмоциональный интеллект? В первую очередь, это поможет сформировать коммуникативные навыки и наладить общение с окружающими. В дошкольном возрасте у детей возникает потребность общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, и от того, насколько этот процесс будет успешен, зависит вся дальнейшая социализация ребёнка. Ещё одним из благоприятных воздействий развития эмоционального интеллекта является гармонизация всех компонентов психики, повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, умение разбираться в своих и чужих эмоциях, развитие эмпатии.

Для того чтобы познакомить ребёнка с эмоциональными состояниями, понадобится наглядный материал. Многие педагоги и родители с этой целью используют круг или цветок эмоций. Рассмотрим последнее средство развития эмоционального интеллекта.

В цветке каждый лепесток имеет своё название, соответствующее основным эмоциональным реакциям. Важно научить ребёнка правильно пользоваться этим схематичным изображением того, что он может чувствовать в тот или иной момент, опираться на свои ощущения, задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?», заглядывать внутрь себя и подбирать подходящее описание на изображении.

Цвета также выбраны не случайным образом, а с целью помочь дошкольнику, не умеющему читать, лучше ориентироваться в схеме. Яркие и «тёплые» цвета – жёлтый, оранжевый – обозначают положительные эмоции (радость, интерес, спокойствие). Более тёмные и «холодные» оттенки: голубой, фиолетовый, зелёный – означают эмоции, которые большинство относит к негативным (страх, горе, отвращение). Это может помочь малышу правильно сориентироваться, выбрать необходимый цвет и оттенок лепестка и охарактеризовать своё эмоциональное состояние.

Чтобы провести работу над развитием эмоционального интеллекта, вам могут понадобиться игры и упражнения, которые можно включить в запланированные занятия или в моменты досуга детей. Вот некоторые из них:

  1. «Кубик настроений». Данное упражнение проводится со специальным кубиком, на каждой стороне которого изображена одна эмоция (это могут быть лица или смайлики, по которым можно чётко определить и назвать эмоцию). Ребёнку задаётся вопрос: «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с другом?», а ему необходимо выбрать нужную картинку на кубике. Упражнение можно модифицировать: попросить ребёнка подбросить кубик, а затем задать вопрос: «Что за эмоция тебе выпала? Покажи такое же выражение лица. Давай придумаем ситуацию, в которой ты испытываешь что-то подобное». Необходимо объяснять, почему могут возникнуть такие чувства и как можно действовать в таких ситуациях.
  2. «Зеркало». Это упражнение напоминает всеми любимого «Крокодила», только в данном случае отгадать нужно не конкретный предмет, а эмоцию. Педагог может показать с помощью выражения лица и жестов какое-либо эмоциональное состояние, а ребёнок попытается угадать и повторить. Затем можно поменяться ролями. Упражнение проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
  3. «Я радуюсь, когда…». Перебрасывая друг другу мячик, необходимо закончить предложение «Я радуюсь, когда…». Эмоциональная реакция меняется после каждого успешного раза (грущу, злюсь, удивляюсь, боюсь и т.д.). Это поможет отрефлексировать некоторые неосознанные переживания ребёнка и понять, что чувствуют другие люди в разных ситуациях.
  4. «Подушка злости». Это упражнение используется, чтобы помочь детям с физической агрессией выплеснуть её наружу. Для этого в группе или дома в специальном месте хранится подушка, которую злящийся дошкольник может время от времени бить, пинать и топтать. Таким образом происходит хорошая разгрузка нервной системы, снижение агрессивного поведения благодаря использованию социально-приемлемого способа выражения гнева.
  5. «Дневник добра». Это собирательное название для разнообразных комплексов детских достижений, которые помогут дошкольникам наглядно отслеживать свои успехи в какой-либо деятельности. К ним можно отнести дневник побед (что-то, что удалось совершить впервые), дневник хороших воспоминаний (лучшие моменты каждого дня), дневник успеха (самые результативные показатели за день, неделю или месяц). Необходимо понимать, что дневники составляются исходя из мнения ребёнка о наличии какого-либо успеха, победы или воспоминания. То, что кажется взрослому мелочью и недостойным внимания, для дошкольника может иметь большое значение.

К положительным последствиям регулярного проведения этих и других игр и упражнений на развитие эмоционального интеллекта можно отнести следующие: обогащение эмоционального словаря, снижение стремления к нереалистичным задачам, вызывающим фрустрацию и негативные внутренние состояния, независимость от отрицательного настроения окружающих, снижение способности «заразиться» этими состояниями, умение отказывать в тех делах, которые не принесут положительного опыта, научиться наслаждаться любимым делом, при этом акцентируя внимание на положительных эмоциях от процесса, а не результата.

К сожалению, понятие эмоционального интеллекта ещё недостаточно разработано в России, одного первые шаги в данном направлении уже сделаны. Для получения более эффективного результата необходимо опираться на комплексную работу и взаимодействие специалистов и родителей. Важно подходить к этой работе с умом, уметь заинтересовывать детей, и тогда положительные результаты не заставят себя ждать.

Успехов вам, уважаемые педагоги и родители!  Помните, что всё в ваших руках!