Тематические дни экологического содержания в детском саду

Бородачева Е.Б., воспитатель ГБДОУ детский сад № 33
Калинина И.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 33

Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же.
Сенека

Экологическое воспитание является одним из наиболее актуальных направлений в действующем стандарте дошкольного образования. Малыш изучает природу с рождения, ощущает себя её частью, учится любить, беречь и защищать окружающую среду, осознавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред.  Поэтому главная задача педагогов ДОУ построить работу по развитию экологических представлений таким образом, чтобы ощущение неразрывной связи с  природными объектами, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь. Решая её, необходимо понимать, что только регламентированная образовательная деятельность не даст ожидаемого результата. Процесс формирования познавательного интереса к биосфере планеты и воспитание навыков гуманно-действенного и эмоционально чувственного взаимодействия с флорой и фауной должен выходить за рамки традиционного ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Памятуя о комплексном развитии у дошкольников любознательности, инициативы, потребности в познании и творчестве, педагоги  нашего детского сада решили проводить особый вид тематических дней, посвященных различным всероссийским и международным экологическим праздникам и акциям. Тематический день представляет собой однодневный проект, реализация которого проходит через комплекс различных видов детской деятельности на основе интеграции и системности.

Мероприятия, проводимые в этот день, могут включать в себя целевые наблюдения, экскурсии, опытно-экспериментальную деятельность, творческие мастерские, викторины, встречи с интересными людьми, дидактические, сюжетно-ролевые игры экологического содержания. Таким образом, определенная тема экологического календаря красной нитью проходит через все виды детской деятельности. В ходе мероприятий воспитанники узнают много нового о живой и неживой природе, о возможности  беречь её ресурсы и о правилах поведения в различных экологических объектах и климатических зонах, о влиянии человека на окружающую среду. Знакомство с экологическими датами, правилами и удивительными фактами осуществляется при помощи ИКТ технологий, что делает информацию для детей увлекательной и доступной, ведь педагоги общаются с ними на современном языке.

Приведем примеры некоторых тематических дней, которые проводились в рамках экологического календаря.

  • «Всемирный день моря»
    24 сентября  в нашем детском саду прошли мероприятия, посвященные Всемирному дню моря и направленные на формирование представлений детей о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, о необходимости сохранять чистоту водных ресурсов планеты. Просмотрев презентации «Экология моря», «Эти удивительные рыбы», ребята познакомились с многообразием подводного мира морских обитателей. В мини музее «Морской мир» малыши разглядывали раковины моллюсков и  пытались услышать таинственное приглашение в морские глубины. В ходе проведения экспериментов с водой закрепили знания о её свойствах. А ещё было много весёлых игр:  подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических. Во второй половине дня дошколята с удовольствием разрисовывали морских обитателей, ведь они так много узнали о них!
  • «Всемирный день защиты диких животных»
    Человек как единственный разумный обитатель планеты несет ответственность перед другими живыми существами. Всемирный день защиты животных напоминает нам об этом. В мире высоких технологий нет более беспомощных существ, чем животные: дикие или домашние — их жизнь во многом зависит от человека, его деятельности и бесцеремонного вторжения в природу. День защиты животных, который отмечается 4 октября, призван напомнить об ответственности, которую мы несем за других обитателей планеты.
    В связи с этим экологических событием  в нашем детском саду прошло очень много акций, способствующих формированию у детей интереса к миру животных, развитию представлений о многообразии флоры и фауны различных континентов нашей планеты и призванных воспитывать желание беречь и охранять окружающую среду.
    Воспитатели всех групп провели показ ИКТ презентаций «Всемирный день защиты животных», «Наши пушистые друзья», из которых ребята узнали об интересных фактах и об особенностях жизни  редких животных, о видах, находящихся под угрозой исчезновения,  о «Красной книге России».  Дошколята решали проблемные ситуации, отображающие нелегкую жизнь животных, вспомнили о правилах поведения в лесу, обсудили, как важно заботиться о животных и быть ответственными по отношению к ним.
    В течение  дня воспитанники играли в экологические игры «Где кто живет?», «Чьи детки?», «Кто как кричит?», «Ветеринары», «Хищники и травоядные», построили убежище для зайцев, вылечили зверей из зоопарка. А ещё с удовольствием разгадывали загадки о представителях фауны России, Африки, Австралии, и,  не забывая продемонстрировать свои актёрские данные, участвовали в инсценировке этюдов «Экзотические звери». Дети старших групп охотно делились и своим опытом общения с представителями животного мира: рассказывали о своих домашних питомцах, а также о посещениях зоопарков и цирковых представлений. Закончился тематический день выставкой детских рисунков «Твои соседи на планете».
    Этот день, посвященный животным, должен еще раз напомнить людям  об одном из замечательных человеческих качеств – милосердии, которое должно распространяться и на наших «меньших братьев». Ведь их жизнь и благополучие во многом зависит от людей!
  • «День энергосбережения»
    День, полный захватывающих экспериментов и опытов, посвященных развитию альтернативных источников энергии.
  • «Синичкин день»
    Запомнился нашим воспитанникам, в этот день, помимо изготовления кормушек и  спортивного развлечения «Зимующие птицы», ещё была организована работа  «Птичьей столовой».  К вопросу угощения для синиц ребята подошли творчески и креативно – они изготовили сердечки из желатина и зёрен!

Таким образом, можно смело сказать, что, используя в работе с детьми по экологическому воспитанию тематические дни и внося данную составляющую в любую образовательную деятельность, педагоги формируют у детей правильное отношение к окружающему миру природы. Защита природы становится  для малышей увлекательной темой для изучения. Мы подводим дошкольников к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности – в ответе за Землю.  И каждый может сохранять и приумножать ее красоту.