Нейропсихологические  игры и разминки в развитии речи детей

Архипова О.С., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 42
     Андреева Г.С., инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 42
Андреев А.Б., инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №42

В рамках проекта «Звуковичок» целый год в нашем детском саду проводились мероприятия, посвященные развитию речи детей.  Учителя-логопеды проводили мастер-классы: они  делились интересными находками друг с другом и с родителями воспитанников.

Для подведения итогов и обобщения полученного опыта было организованно увлекательное мероприятие с участием родителей – образовательный терренкур. Педагоги и специалисты детского сада организовали станции, придумали их названия, демонстрировали свои наработки по выбранной теме: дидактические игры и упражнения для развития речи детей.

Основная мысль, которую хотелось донести до родителей, – играть с ребенком и развивать его речь – это легко, интересно, а, самое главное, не требует  много времени и затрат.

Одну из станций в рамках нейропсихологического подхода организовали инструкторы по физической культуре совместно с педагогом-психологом. Станция называлась «Звуконожки» (нейропсихологические разминки).

Нейропсихологический подход в педагогике и коррекционной работе  становится все более популярным, так как помогает выявить проблемы, связанные с развитием основных психических функций и помочь их устранить, опираясь на ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста – игру.

Игры, предложенные родителям на нашей станции «Звуконожки», были направлены прежде всего на развитие речевой сферы детей, пополнение словарного запаса, отработку звукопроизношения. Но при этом способствовали тренировке  работоспособности,  концентрации внимания, улучшению навыков саморегуляции и контроля, а также стимулировали физическую активность и развитие общей моторики.

Приведем примеры игр и обозначим основную их пользу.

Например, ребенку нужно пробежать по дорожке, произнося какой-либо звук (отработка звукопроизношения).  Или прыгать по «кочкам», чередуя правую и левую ноги и называя съедобные или несъедобные предметы (тренируем словарный запас, регуляцию, контроль и внимание, навыки переключения, моторику).

Для отработки речевых трудностей отлично подходят игры с использованием мяча. Это компактный и простой способ заодно потренировать зрительно-моторную координацию. Во время таких игр мы ловим мяч и называем предметы на выбранную тему, подражаем звукам животных, пополняем  и расширяем словарный запас. Например, называем только красные предметы, или мама называет овощи, а ребенок фрукты, а потом меняемся и учимся переключаться на новую программу и удерживать речевую инструкцию. Вспоминаем все теплое, холодное, мокрое, горячее, кислое и т.д.

Таким образом, нейропсихологические игры способствуют развитию речи и остальных психических функций, помогают  не только интересно и разнообразно  провести время всей семьей, но и справиться родителям со сложностями обучения и развития детей.