Ознакомление дошкольников с природой на экологической тропе

Карпыза Е.Е., воспитатель  ГБДОУ № 30 

В гармонии с природой и собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. Луконина

Мы часто слышим похвалу красивым женщинам, дорогим машинам, одежде и т.д., но редко –  естественной красоте природы. А ведь она так богата, так прекрасна, так уникальна!

Рассказать своим детям об уникальности природы, послушать ее, понять и научить ценить этот прекрасный мир просто нет времени!  Взрослые заняты повседневными проблемами –  у них все на бегу: посмотреть в зеркало, спросить об учебе, вечерний ужин…

В последние годы вопрос экологического образования и воспитания стал неотъемлемой частью работы в нашем детском саду. В этом направлении мы работаем над темой “Природа – мать, учитель и художник”.

Природа – это мать, которая создала нас такими, какие мы есть. Поэтому любите ее   сердцем, а не разумом.

Природа – учитель.  Учитесь у нее порядку, мудрости и терпению. Она следит за нашими поступками, строго наказывает за халатность, бесхозяйственность и ошибки, нарушающие ее законы.

Природа – художник … Ничто в этом мире не совершенно так, как звуки, краски и формы природы. Как бы вы ни старались воспроизвести эту красоту с помощью картин и музыки, получится лишь имитация. Не ломайте то, что никто не может сделать! Не искажайте природу, не старайтесь сделать лучше, потому что природа – величайший архитектор, художник, музыкант и скульптор.

В своей работе мы стараемся как можно больше времени уделять наглядным экспериментам, мини-исследованиям, опытам и занятиям на экологической тропе детского сада. Читаем много книг о природе: стихи, сказки, прозу, семейную научную литературу (энциклопедии). Знания, полученные детьми на экологической тропе, играют важную роль, дополняя знания, полученные на занятиях. Главное в том, что дети учатся использовать эти разнообразные знания в сложной практике.

На экологической тропе создаются условия “думать”, “чувствовать” и “действовать”, которые необходимы для формирования индивидуальных убеждений и мировоззрений.

Осмысленное наблюдение приведет к развитию чувства красоты, любви к природе, а также чувства защиты. Многие современные дети редко соприкасаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с тем, что находится в окружающей среде, с которой дети сталкиваются каждый день. В каждом городе есть интересные природные объекты для наблюдения: деревья и трава, насекомые и птицы. В ходе исследования ребенок учится наблюдать, планировать работу, прогнозировать результаты, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, короче говоря, развивать когнитивные способности. Таким образом, у детей есть возможность заниматься исследованиями как основным средством познания окружающего мира.

Цель эко-тропы – создание условий для непрерывного экологического образования детей (безопасный контакт с природой как для детей, так и для природы) и продвижение экологической культуры для формирования характера детей посредством практического опыта взаимодействия с природой.

Задачи экологической тропы:

  1. Повышать познавательный интерес детей к миру природы, прививать им чувство ответственности за сохранение природы; учить формировать свое самосознание как часть природы, чувство близости к природе; развивать сочувствие к живым существам, пробуждать заботу и уважение к природе.
  2. Развивать познавательную деятельность дошкольников во время занятий на экологической тропе; своевременно развивать экологическую грамотность и экологическую осведомленность о природе.
  3. Вовлекать детей в мероприятия, которые учат ценить растения и животных, защищать и сохранять природу, развивать экологическую осведомленность о растениях в природе, определяя их характеристики.
  4. Содействовать культуре экологического поведения, развивать экологическую осведомленность и объяснять правила поведения в природе.
  5.  Улучшать здоровье детей дошкольного возраста путем развития зеленых зон и тропы здоровья.

На тропе существуют правила, и дети их с радостью выполняют:

  1. Поприветствуйте хранителя тропы.
  2. Ходите тихо и не мешайте обитателям тропы.
  3. Шум не помогает узнать природу. Наслаждайтесь звуками природы, например, пением птиц.
  4. Не разрешается рвать растения, ломать ветки, ловить насекомых или выбрасывать мусор.
  5. На тропе разрешено наблюдать, любоваться и размышлять.
  6. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

В результате дети начинают проявлять сильный интерес к предметам и явлениям  природы; различать живую природу (растения, грибы, животные, люди) и неживую природу (воздух, почва, вода); бережно относиться к природе и стремиться правильно вести себя по отношению к миру природы, изучать объекты природы, делать выводы, устанавливать связь между причиной и следствием.

С введением экологической тропы улучшился уровень экологических знаний, познавательной активности и языка дошкольников,  улучшилось психическое состояние ребенка – контакт ребенка с природой снизил тревожность и оказал положительное влияние на его эмоции; повысился уровень профессионального образования воспитателей, которые проводят экскурсии; также постоянные занятия заставляют систематически и реалистично действовать и думать  о “братьях наших меньших”, которые находятся в том же жизненном пространстве, что и  дети.

Мы считаем, что экологическая тропа, находясь на территории детского сада, учит бережно относиться к природе и понимать ее красоту.