Развитие связной речи детей посредством мнемотехники

Меньщикова Т.А., воспитатель ГБДОУ № 27

В современном обществе развитие культуры речи является одним из самых необходимых компонентов развития в целом. Бедный словарный запас, безграмотная речь нарушают понимание собеседника и приводят к неспособности правильного выражения мыслей и чувств. Наиболее важным в дошкольном возрасте является развитие связной речи, так как именно в этот возрастной период происходит активное усвоение ребенком родного языка.

На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь, так как нуждается в общении. Овладение связной речью приводит к структурированному и грамотному общению,  что оказывает положительное влияние на качество будущей жизни.

Связная речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук: психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, обшей и специальной методики.

Мнемотехнику в педагогике специалисты-практики  называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графической системой, целью которой является формирование у детей монологической речи, с помощью которой они не только могут успешно усваивать школьный материал, но и осуществлять контроль над полученной информацией; Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, используемыми для составления описательных и сравнительных рассказов; Глухов В.П. – блоками-квадратами для формирования навыков связных высказываний; Большева Т.В. – коллажем, целью которого является расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать;  Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – современная педагогическая технология, которая оказывает положительное влияние не только на развитие речи, но и на другие познавательные процессы. Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, соблюдая последовательность и лексико-грамматическую наполняемость. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам  и позже – к мнемотаблицам.

Этапы работы с мнемотаблицами:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме самостоятельно.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.

Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения знакомых детям сказок, построенных на повторе, далее переходим к художественным произведениям.

Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.

Сказка «Два жадных медвежонка»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Помимо работы с мнемотаблицами дети разучивают новые пальчиковые гимнастики, чистоговорки, скороговорки, загадки, считалки по каждой лексической теме.

Также используются дидактические игры и упражнения по развитию речи детей. Например, «Назови ласково», «Один-много», «Подбери признаки», «Угадай, о чем я говорю», «Опиши по плану» и т.д.

Таким образом, использование мнемотаблиц в совокупности с дидактическими играми, заучиванием различных считалок, скороговорок, способствуют овладению связной речью, а наличие зрительного плана помогает детям самостоятельно составлять связные, последовательные рассказы.