Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Кузнецова Т. А., воспитатель ГБДОУ № 6

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей. Он открывает и объясняет ребёнку суть природы, мир человеческих взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью народного творчества, важно, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами и было включено во все возможные виды деятельности ребёнка в детском саду.

Фольклор способствует развитию образного мышления, играет большую роль в обогащении словарного запаса детей и развития речи в целом. При знакомстве с фольклором у детей происходит формирование нравственно-патриотических чувств, особенно важных в становлении личности ребёнка. Нравственно-патриотическое воспитание способствует формированию самосознания ребёнка, ощущению его принадлежности к Родине – России. Знакомясь с русской культурой, народными традициями, обычаями, языком, ребёнок идентифицирует себя как русского человека, в нем формируется чувство гордости за свою страну, её историю.

Знакомство с фольклором вызывает живой интерес у детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Народные песенки, потешки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок к их мировосприятию. Огромный воспитательный потенциал заложен в русских народных сказках, обрядах, хороводах, танцах.

На протяжении нескольких лет работы воспитателем я постоянно использую в работе с детьми различные фольклорные жанры. Считаю это не только необходимой, но и очень интересной частью работы. Имея опыт работы с детьми разного возраста, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи, могу отметить, что детям очень интересен и близок материал, заложенный в русском народном творчестве. Начинаю работу с малых фольклорных форм, инсценируя их с использованием разных видов театра.

Также с помощью фольклора можно решать различные образовательные задачи, например, обсуждать тему пожарной безопасности, инсценируя потешку «Кошкин дом».

 В 2018 году в Пушкинском районе проводился конкурс детского творчества «Игранчики», в котором мы с удовольствием приняли участие. С детьми старшего дошкольного возраста совместно с музыкальным руководителем был создан фольклорный коллектив «Затейники». Репертуар коллектива включал в себя русские народные песни, народные игры, прибаутки, хороводные игры, русские народные танцы. Коллектив результативно выступил в конкурсе, а затем, почувствовав в себе силы, принимал участие в различных музыкальных конкурсах Пушкинского района и Санкт-Петербурга, занимая призовые места. Воспитанники коллектива выступали с огромным желанием и артистизмом. Шуточный текст народных песенок и игр вызывал неподдельный восторг маленьких артистов, который неизменно передавался и зрителям. Каждый выход на сцену был для них долгожданным радостным событием и вызывал шквал положительных эмоций.

Дети охотно и задорно играли в русские народные игры на прогулках и в свободной деятельности в группе.  Возникали новые и интересные формы работы с детьми и их родителями, например, фольклорный праздник, приуроченный к Дню Матери «Посиделки с мамами»; спектакль с использованием фольклорных игр, песен и хороводов по русской народной сказке «Гуси-лебеди».

В ближайшее время планирую познакомить детей с тряпичной куклой или куклой-самокруткой. Это старинная кукла, которую испокон века мамы на Руси делали для своих малышей, просто скручивая ткань. Видов этих кукол много, и у каждой своё предназначение. Наблюдая за игрушками-монстрами (хаги-ваги, киси-миси), которыми играют современные дети, хочется отметить, что они не несут в себе никакого положительного воспитательного потенциала и отрицательно влияют на психику детей. В связи с этим очень хочется привлечь внимание детей и их родителей к русским национальным игрушкам, попытаться раскрыть их воспитательный потенциал и благоприятное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Совместное с родителями изготовление куклы-самокрутки и последующее её обыгрывание окажет положительное воздействие на взаимоотношения родителей и детей.

Таким образом, систематическое применение различных жанров народного творчества родителями и воспитателем обязательно окажет огромное влияние на гармоничное развитие личности ребёнка.

Список использованной литературы:

  1. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание , 2002 №№ 5,6.
  2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 2007, № 3.
  3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание, 2000, № 7.
  4. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 2002.