Проект «Мы разные, но мы вместе!»

Опыт работы педагогов подготовительной группы компенсирующей направленности № 6 по вовлечению детей и родителей в проектную деятельность

Архипова Л.В., воспитатель ГБДОУ № 4
Щипакина А.А., воспитатель ГБДОУ № 4

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Благодаря целенаправленной воспитательной систематической работе в детском саду у детей формируется чувство патриотизма, уважения к истории и культуре своего народа, любовь к Родине.

Каждый учебный год в детском саду начинается с рассказов о том, как и где воспитанники провели летние каникулы, куда ездили отдыхать, что запомнили. Ребята с радостью делятся своими впечатлениями о проведенном отпуске. Оказалось, в основном дети гостят у бабушек и дедушек. Посещают родные места своих родителей, где прошло их детство и юность. Проведя опрос «Моя малая родина» среди родителей и педагогов группы, мы выяснили, что в нашей группе есть семьи, которые приехали в Санкт-Петербург из других городов. Это Москва, Казань, Чебоксары, Петрозаводск, Элиста и Уфа.  Мама нашего воспитанника нарисовала карту России, а мы с ребятами отметили эти города на карте. Потом задались вопросом, какие народы проживают в этих местах? В ходе совместной деятельности мы узнали с ребятами, что здесь живут русские, татары, карелы, чуваши, башкиры, калмыки.  Воспитатели предложили детям познакомиться с культурой и традициями разных народов.

Сначала родители вместе со своими детьми в выходной день посетили музей «Гранд Макет Россия». Затем на занятиях мы смотрели презентации, где узнали главные достопримечательности и столицы изучаемых объектов. С детьми нарисовали национальные узоры народов России, раскрашивали гербы городов. Пополнили развивающую среду лэпбуками «Народы России», «Россия – наша Родина», создали познавательное пособие для детей – игра-куб «Символы России». Родители провели с детьми мастер-класс, в ходе которого получилась коллективная творческая работа «Дерево дружбы народов». На прогулках воспитатели с детьми играли в национальные народные игры. Особенно детям понравились калмыцкие народные игры «Загони овец в кошару» и «Скользящая цель». Была создана картотека народных игр, организована экскурсия в библиотеку, где дети познакомились с художественными произведениями разных народов. Благодаря родителям мы оформили в группе выставку национальных  головных уборов. Все головные уборы были изготовлены своими руками. На выставке были представлены кокошник, тюбетейка, тухья, фуражка и т.д. А ко Дню матери провели тематический музыкально-развлекательный досуг, на котором показали мамам и русский народный танец «Березка», и калмыцкий народный танец, и другие интересные номера. Ребята танцевали в национальных костюмах. Праздник завершился чаепитием. Мамы постарались и приготовили национальные народные блюда. Это и русский расстегай, и татарский чак-чак, и карельские калитки, и чувашский хуплу, и калмыцкие пончики – борцоги. В результате мы с детьми ещё и создали кулинарную книгу «Национальные блюда народов России».

Мы продолжаем вести работу в этом направлении. Наблюдаем, что интерес возникает не только у детей, но и у родителей. Родители активно сотрудничают с детским садом. С желанием участвуют в образовательном процессе. Благодаря таким проектам мы решаем главную задачу – это формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.