Музей – волшебная страна

Угляница В.А., воспитатель ГБДОУ № 27
Щербина Н.В.,  воспитатель ГБДОУ № 27

В современном мире при постоянно растущем темпе жизни человек окружён изобилием поступающей информации.  Приходится находить всё новые и новые способы для того, чтобы ребёнок смог осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним.

Большую часть времени дошкольник находится в детском саду в окружении своих сверстников и педагогов. Дети познают новое и интересное через личностное восприятие, ощущение себя в этом огромном мире взрослых. Знакомясь с историческими объектами, ребёнок может найти что-то близкое и понятное только ему.

Приоритетным направлением воспитательной работы нашей группы является приобщение детей к истории родного края. Нами был реализован годовой проект «Дворцы и парки нашего города». В течение года мы посещали с детьми Екатерининский и Александровский дворцы и парки, в которых они находятся.  Рассматривали иллюстрации, книги с фотографиями, предметы, которые дети могли увидеть во дворцах, составляли коллажи на определённую тему, проводили беседы, викторины и конкурсы.

Посещая с детьми музей, мы ставили целью не запомнить окружающие предметы искусства, а получить эстетическое удовольствие, почувствовать атмосферу обстановки. Это намного больше, чем занимательная прогулка, это знакомство не просто с произведениями искусства, с историей, а с людьми других эпох и культуры. Мы стремились к тому, чтобы ребёнок смог внимательно рассмотреть, пофантазировать и сложить собственное суждение, оценку и мнение об увиденном. Именно это и является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО.

Например, каждое посещение музея Большой Екатерининский Дворец было связано с определенной темой: фарфор, паркет (дерево), бронза и т.д. Перед предстоящей экскурсией в музей в группе обязательно проводилась вводная беседа, целью которой было знакомство с предметами и их свойствами, которые связаны с предстоящей темой экскурсии. Проходя через всю анфиладу комнат, поднимаясь по пролётам лестниц и шагая по коридорам, дети делали для себя всё новые и новые открытия, внимательно изучая предметы, относящиеся к теме.

Свои впечатления от увиденного дети выражали в рисунках, небольших рассказах, записанных родителями с их слов в творческих тетрадях. Нами организовывались выставки, просмотр видеоматериалов по теме, создавались инсталляции. Работа в данном направлении послужила обогащению и разнообразию сюжетно-ролевых игр –  воспитанники были в роли экскурсоводов и проводили экскурсии для детей других групп, приглашали родителей на свои экспозиции. Совместно с родителями были изготовлены макеты дворцов и залов, создан каталог бальных платьев. Это было нужно для финала проекта – виртуальной экскурсии с Золушкой по Дворцу, которая и стала итоговым мероприятием нашей работы. Нами была подготовлена презентация с фотографиями детей. Сюрпризный момент экскурсии – хрустальная туфелька, спрятанная под полупрозрачной тканью и ставшая отправной точкой нашего путешествия.

Словно оказавшись в машине времени, на которой можно перенестись в прошлое и вернуться в настоящее время, ребята путешествовали вместе с Золушкой по залам дворца.  Каждый зал встречал детей необычными и интересными заданиями. Поднимаясь по Парадной лестнице, дети услышали старинную красивую музыку и угадали, в каком зале они окажутся (Тронный зал). Бусинки, нанизанные на золотую нить, дети сравнили с Золотой анфиладой. В Зелёной столовой ребятам был предложен «чёрный ящик» с блиц-вопросами, в котором находилась фарфоровая чашечка. Теплым светом ребят встретила Янтарная комната. Здесь детям было предложено вспомнить об органах чувств, которые каким-то образом относятся к этой комнате. В конце путешествия по дворцу мы увидели красивое платье, которое очень понравилось Золушке. Предложили вспомнить, что это за платье и кому оно принадлежало (платье императрицы Елизаветы).

Золушке очень захотелось новое платье. Совместно с детьми решили, что можно попробовать нарисовать или сделать аппликацию нового платья для Золушки.

После путешествия в группе была оформлена инсталляция с предметами, относящимися к сказке и к нашему Екатерининскому дворцу (хрустальная туфелька, бусинки на золотой ниточке, фарфоровая чашечка, янтарные украшения, кусочек золотого материала, бросовый материал для макета Екатерининского дворца).

После проведённого мероприятия мы увидели эмоциональный отклик детей, приподнятое настроение, желание говорить, проявлять инициативу и самостоятельность. Видео.

К концу учебного года дети стали более общительными, внимательными, уверенными в себе, инициативными и открытыми.

В этом учебном году мы продолжаем работу в данном направлении, изучая не только достопримечательности нашего города, но и другие объекты культурного наследия. Но это уже совсем другая история.