Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа в детском саду

Дону А.М., воспитатель ГБДОУ № 27
Брункова А.Ю., воспитатель ГБДОУ № 27

Чем больше чувствуешь связь с родиной,
тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.
Блок.А.А.

О важности приобщения ребёнка к культуре родного края, местным традициям и обычаям написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

В современном мире в эпоху развития информационных технологий и  обилия гаджетов люди всё реже вспоминают традиции и культуру своих предков. Родители с детьми не часто посещают музеи, выставки, а предметы старины сохранились в единичных экземплярах, народные промыслы и традиции утрачивают своё историческое значение. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру предыдущих поколений.Важность этого направления – воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурное и историческое прошлое своей страны, своего родного края.

Хотим представить свой опыт работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, промыслами и традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо изучать художественную литературу, применять иллюстрации, наглядные пособия, организовывать экскурсии в библиотеки и  по историческим местам родного города.

В 2021-2022 учебном году мы  работали над большим проектом «Социальное наследие – культура и традиции русского народа». Проект начался с «Посиделок с мамами»;  дети, одетые в традиционные  костюмы, пели русские народные песни, играли в игры, водили хороводы – это позволило всем присутствующим  окунуться в атмосферу обычаев своего народа. Далее мы продолжили реализацию проекта по  направлению  народно-прикладного искусства:  мини-проект «Матрешка» помог нам изучить историю деревянной игрушки, ее разновидности. Дети разгадывали загадки, играли в игры «Подбери матрешке заплатку на платок», «Найди недостающую матрешку». Любимой в группе стала хороводная игра «Матрешечка-матрешка», а к Международному женскому дню дети расписывали доски-матрешки в подарок маме.

В течение года мы делали различные традиционные поделки:  украшали доски городецкой росписью,   к Пасхе расписывали яйца,  учились делать платочки с бахромой для бабушек.

Нами в группе был создан мини-музей народно-прикладного искусства, в котором  оказались различные экспонаты со своей «историей»: матрешки, ложки, подносы, свистульки, платки, принесенные детьми из дома. Воспитанник нашей группы принес в дар музею куклу Масленицу, изготовленную его сестрой в мастерской. Родители наших детей принесли свои поделки: тарелки из папье-маше, расписанные в технике хохломской  росписи, куклы-пеленашки, изготовленные ими в школьные годы.  Ребята рассматривали экспонаты, книги по народно-прикладному искусству, иллюстрации предметов старины, делились впечатлениями и эмоциями. Дети получили эстетическое удовольствие и испытали гордость за свою семью.

«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Наша цель – создать условия, чтобы детей окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Нами велась большая работа по изучению малых жанров русского фольклора. Дети проявляли интерес к пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, колыбельным песням.  Все это значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает разнообразные стороны действительности. Данные формы фольклора вносят определённую «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное и интересное в давно примелькавшихся вещах.

Народные песенки, потешки, пестушки позволяют ребёнку почувствовать и осознать красоту родного языка, способствуют формированию образности речи.

Не менее важным условием духовно-нравственного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.  Мы подобрали интересный материал для консультаций и родительских собраний на темы «Русское наследие», «Традиции вашей семьи».

 Велась большая работа по систематизации знаний детей о сказках. Сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте.  С воспитанниками нашей группы была поставлена сказка «Как  принцессе жизнь спасали», где каждый ребенок нашел себе роль по душе. Совместно с детьми были созданы декорации и атрибуты для театрализации.

Отметили Масленичную неделю с блинами, сжиганием чучела и играми  «Подари платочек симпатии», «Перетягивание каната»,  «Горелки».  Народные обрядовые праздники всегда связаны с играми, а ведь они, к сожалению, почти исчезли из жизни современного дошкольника.  Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Мы сотрудничали с библиотекой,  наши детки с большим удовольствием посещали Дом знаний. Нами была организована экскурсия на выставку «Русская изба», где ребята смогли соприкоснуться с историей и традициями своего народа и родного города: рассмотрели прялку, узнали, что такое ухват и чугун, изучили разновидности крестьянской посуды.

Приобщение детей  к истории и культуре русского народа начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.