Формирование правильной осанки в процессе обучения детей плаванию в детском саду

Из опыта работы ГБДОУ № 46 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 Подгорная Н. Н., инструктор по физической культуре ГБДОУ № 46

Как часто вы задумываетесь о своей осанке? Обратите внимание, как вы сидите или стоите сейчас? Опущены ли плечи, прямая ли спина….

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Наша осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.  А ведь формирование правильной осанки происходит в детстве.

По данным НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем детском саду детей с проблемами опорно-двигательного аппарата более 38%. Врачами выделяются основные проблемы: слабый мышечный тонус, сутулость, диагностированный сколиоз и плоскостопие. И чем старше дети, тем выше процент заболеваемости опорно-двигательного аппарата.

Дошкольный возраст – это период, когда мы можем заложить фундамент для здоровья детей, способствовать формированию у них правильной осанки. Профилактика плоскостопия неразрывно связана с формированием правильной осанки, так как правильно сформированный свод стопы является надежным фундаментом для всего организма ребенка.

Плавание представляет собой одно из наиглавнейших оздоровительных средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных средних и высших специальных учебных заведений. Совместно c тем, данные говорят о невысоком проценте детей, умеющих плавать

В условиях детского сада мы не занимаемся лечебным плаванием, но мы можем создать все условия для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, подбирая упражнения на занятиях по плаванию.

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления. Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога.

Учитывая все требования к подбору упражнений при нарушениях осанки и лечебному плаванию, а именно

  • предварительно освоить элементы плавания на суше;
  • исключить упражнения, вращающие позвоночник;
  • исключить приспособления для пассивного вытяжения позвоночника;
  • добиваться увеличения паузы скольжения с самовытяжением

мы выделяем стиль плавания брасс с удлиненной фазой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены.

При этом способе плавания плечевой пояс располагается перпендикулярно движению, руки и ноги работают симметрично в одной плоскости. Возможные увеличения подвижности позвоночника и вращательные движения корпуса, так нежелательные при сколиозе, при этом минимальны.

Но стиль плавания брасс в полной координации для дошкольников является достаточно сложным. Я знакомлю детей со всеми стилями плавания, но все же больший упор идет на обучение детей плаванию комбинированным способом: руки совершают брассоподные движения, ноги кролевидные движения. Плавание с работой ног в стиле кроль является профилактикой плоскостопия, т.к. происходит усиленное воздействие на мышцы стопы.

Я разработала поэтапные блоки упражнений на суше и в воде для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

1 блок упражнений. Сухое плавание (упражнения с лентой (терабэнд), упражнения на профилактику плоскостопия, самомассаж, упражнения, подводящие к технике плавания брассом). Хотелось бы подробнее остановиться на группе упражнений с лентами (терабэнд). Ленты (терабэнд) – это новый, спортивный тренажер, предназначенный для упражнений на развитие небольших групп мышц. Главный принцип тренировки с эспандером-терабэнд заключается в растяжении ленты. Упражнения с эспандером относятся к разряду силовых. Перед любыми силовыми нагрузками (включая тренировку с эспандером) нужно делать разминку. Упражнения с эспандером должны выполняться плавно. При выполнении усилия необходимо «зависать» в данном положении на несколько секунд, а уже потом возвращаться в исходную позицию. Этот спортивный снаряд является самым безопасным для здоровья. Во время выполнения упражнений с эластичной лентой идет одновременно статическая и динамическая нагрузка по всей амплитуде движений.

2 блок упражнений. Упражнения подготовительные, которые делятся на 3 группы.

  1. группа – упражнениями для освоения с водой. Большинство детей при начальном обучении плаванию неуверенно чувствуют себя в воде. Прежде чем перейти к изучению техники плавания, необходимо овладеть упражнениями для освоения с водой. Я учу детей погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде, выполнять глубокий вдох и продолжительный выдох в воду. Одно из таких упражнений «Уточка» способствует раскрытию грудной клетки, воспитывает ощущение правильной осанки.
  2. группа – упражнения на всплывание и на освоение горизонтального положения тела в воде. Упражнение «Звезда». Это упражнение учит детей лежать на воде, принимать горизонтальное положение, что необходимо для освоения способов плавания. Сначала дети выполняют упражнения у опоры (у бортика), потом без опоры на спине и на груди. Данные упражнения снимают напряжение, нагрузка на позвоночник снижена максимально.
  3. группа упражнений – скольжение с задержкой дыхания и выдохом, с различным положением рук и тела. Упражнение «Стрелочка» – скольжение на груди и на спине. Разгружает позвоночник, создает естественное его вытяжение.

3 блок упражнений. Упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения, комбинированное плавание: руки – брасс, ноги – кроль.

  • Упражнение «Черепашки» – работа руками в стиле брасс, изолируя ноги.
  •  Упражнение «Лягушка» – работа ногами в стиле брасс, изолируя руки.
  • Упражнение «Торпеда» – плавание с работой ног в стиле кроль.

Веду работу над координацией работы рук и ног в стиле брасс у детей, а также плавание комбинированным способом: руки – брасс, ноги –  кроль.

В процессе этих упражнений происходит разгрузка позвоночника, естественное его вытяжение, тренировка мышц.

4 блок упражнений – это упражнения для профилактики плоскостопия. С этой точки зрения наиболее эффективными являются упражнения на развитие силы мышц – этому способствует скоростное плавание. Для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах. Плавание в ластах отличная профилактика плоскостопия, также в таком плавании тренируются одновременно мышцы ягодиц, бёдер, икр, мышцы торса и сердечно-сосудистой системы. 

  • Плавание  в моноластах. В упражнениях с моноластой, помимо мышц ног, силовую нагрузку получает и корпус. Это эффективный способ укрепить мышечный корсет всей центральной части тела. Улучшается координация движений, тренируется обтекаемость.
  • Упражнения «Подводники», «Русалочки» – это различные игры и эстафеты в ластах и моноластах, которые способствуют развитию у детей скоростных качеств, развивают силу и выносливость.

Роль плавания неоценима в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.  Именно в этот период осуществляются самый интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для общего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, обучения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д. поэтому не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по воспитанию здорового ребенка и профилактики нарушений осанки.