Экологическая тропа как форма эколого-развивающей среды в работе с детьми дошкольного возраста

Кокухина И.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 33

Наша страна с каждым годом все больше и больше нуждается в незамедлительном участии населения в предотвращении экологических проблем и обострений. Но далеко не каждый человек задумывается о том, что природе нужно помогать, поэтому необходимы усилия для формирования у людей природоохранного сознания, привития человеку здорового понятия о культуре природопользования. Учреждение дошкольного образования как раз и является тем местом, где ребёнок встаёт на путь непрерывного образования, где начинает формироваться его мировоззрение, в том числе и экологическое. 

Воспитание дошкольников в природоохранительном русле, безусловно, должно включать в себя этапы осмысления ребенком важной темы природопользования наиболее эффективным   способом, который позволяет сформировать самостоятельную выработку правильного отношения детей к тем или иным природным объектам путем их вовлечения в окружающую повседневную среду. Стоит учитывать, что составляющими данного взаимоотношения дошкольника с природой являются эмоциональная часть, интеллектуальный элемент и действенный способ.

Подобное образование воспитанника в детском саду стоит начать с предоставления ему определенной среды для развития природосберегающего сознания. В течение последних лет работы с дошкольниками я сосредоточилась на  направлении  формирования у них экологической культуры с помощью ознакомления  с привычным для них окружающим миром флоры. Эта деятельность обязывает ясно и четко определять цели и задачи и следовать им.

Уникальный способ для проведения работы и достижения успешного результата был найден в методе проектов, который обеспечивает как сотворчество взрослого и ребенка, так и реализует подход, ориентированный на личность дошкольника.

Таким образом начал создаваться долгосрочный проект «Экологическая тропа», который, на мой взгляд, является основным компонентом в воспитании экологического сознания у ребёнка. Данная работа помогает воспитаннику воспользоваться возможностью самостоятельно прийти к осознанию пережитого опыта в работе с растениями, сформированного из интересующих его объектов и сопутствующих ему потребностей, и открывает в детях множество новых способностей, что позволяет вырасти дошкольникам как личности в целом.

Проект реализован на территории ДОУ, чтобы каждый воспитанник и педагог группы мог иметь возможность проводить наблюдения и общаться с различными природными объектами в неограниченном времени.

Начало работы по созданию такой тропинки ставит задачи изготовить карту-схему участка ДОУ. Далее начинается разрабатывание маршрута с присущими ему разнообразными информационными стендами и табличками с указателями. Последним оформляется паспорт проекта, без которого невозможен ни один проект такого рода. В нем в обязательном порядке отмечается месторасположение природоохранного объекта, главное назначение, аннотация по маршруту.

Работа была выполнена не просто для галочки, а для дальнейшего привития детям любви к природе, что достигалось ненавязчивым регулярным поддержанием в них интереса и сопутствующей ему любознательности.

Также большую помощь мне оказали родители, которых я привлекла для того, чтобы дети чувствовали присутствие своих близких, их поддержку и следовали их примеру.

Значение тропы: формирование начальных экологических знаний у воспитанников с постепенным в ходе реализации проекта их углублением – экологическая тропа позволяет познать окружающий мир, развить свое мышление, а также выполняет оздоровительную функцию.

Объекты экологической тропы: обустроенный под лес участок территории ДОУ, где ребята смогут научиться принимать природу такой,  какая  она есть, и не наносить ей никакого вреда. Данный участок леса будет включать в себя оздоровительную тропинку, паутину, модели флоры и фауны, прототип муравейника, гнезда различных птиц, разнообразные виды деревьев и кустов.

Данные объекты сопровождаются соответствующими экологическими знаками, например:

  1. Экологический знак «Не рви паутину» и сопутствующий ему объект «Паутина с пауком»;
  2. Экологический знак «Не топчи грибы» и объект «Грибы»;
  3. Экологический знак «Не трогай ежей» и объект «Ёж»;
  4. Экологический знак «Не топчи муравьёв» и объект «Муравейник с муравьями»;
  5. Экологический знак «Не разоряй гнёзда» и объект «Гнездо».

Поиск идеальной тропы для проекта сопровождался желанием создать участок привычной окружающей природы, который мог бы доступно показать, как важно беречь окружающий мир. Отсюда эмоциональная насыщенность и содержательность проработанного объекта.

Прогулки по экологической тропе побуждают детей непринужденно играть и в то же время с интересом наблюдать за маленьким лесочком. Также положительными плодами таких прогулок является развитие их мышления, речи и памяти. Но самое главное, что никак не стоит упускать, это то, что у ребят  с самого  раннего детства   пробуждается чувство прекрасного и желание любить и защищать природу, чтобы на протяжении всей своей жизни беречь и охранять ее.