О коррекционных возможностях урока в условиях стационарного лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Иванова М. А., учитель начальных классов ГБОУ школы № 409
структурного подразделения при ФГБУ НМИЦ 
детской травматолога и ортопедии им. Г. И. Турнера

Совмещение лечебного и образовательного процессов на всех этапах: в клинике, в санатории, в домашних условиях – принцип, заложенный выдающимся ученым Г.И. Турнером. Педагогический коллектив школы при стационаре института содействует социальной реабилитации школьников с двигательными нарушениями, обеспечивая непрерывность образовательного процесса, стимулируя личностный рост больного ребенка, смягчая отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, обусловленные патологическим процессом. Педагогическая коррекция опирается на систему взаимоотношений ребенка и педагога и осуществляется в процессе учебной деятельности.

У младших школьников с пороками развития нижних конечностей и системной патологией медленно развиваются сенсорные способности, связанные с процессом восприятия. Поэтому учителя используют такие элементы развивающего обучения,  как сравнение и выделение объектов среди подобных, различие их на звук, на ощупь. Такое обучение положительно влияет не только на интеллект, но и порождает у детей оптимизм и уверенность в себе.

У детей с церебральным параличом затрудненность передвижения. Длительное лечение снижает осведомленность об окружающем мире, сужает круг доступных видов деятельности. Практика показывает эффективность систематического использования в учебном процессе аудиовизуальных средств. При этом повышается наглядность обучения, мотивация к нему, расширяется жизненный опыт, быстрее устанавливаются причинно-следственные связи, снимаются затруднения при описании значения понятий.

Тяжелая ортопедическая патология нередко сопровождается нарушениями речевого развития. В отделении вялых спастических параличей многие дети затрудняются выражать свои мысли, речь их бессвязна, лишена выразительности, наблюдается низкая культура общения. Поэтому развитие речи и коммуникативных качеств – одно из ведущих направлений реабилитации больных детей в школе. Активно используются элементы коллективного способа обучения, при котором происходит взаимообучение путем общения в динамических парах. По мере занятий исчезает негативное отношение к учебе, снижается повышенная возбудимость «расторможенных» детей, пассивные ученики раскрепощаются.

Одним из критериев оценки работы педагогического коллектива является результативность образовательного процесса с точки зрения самих учащихся. Результативность социальной реабилитации отражается в уровне психологической комфортности учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коллективе здоровых детей. Уверенно чувствуют себя среди одноклассников 70% опрошенных, скорее да – 13%, скорее  нет – 4%, не дали ответа – 13%. Такая «обратная связь» позволяет достаточно высоко оценивать эффективность социальной реабилитации, а также корректировать учебно-воспитательный процесс в интересах больного ребенка.