Коммуникативные игры для дошкольников

Синяк И. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43 

Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач
воспитания личности ребёнка…
В. А. Сухомлинский

Ваш ребёнок застенчив? Обидчив? Вы чувствуете у него нотки агрессии? Хотите повысить самооценку у ребёнка? Нам по пути, отправимся в мир коммуникативных игр для дошкольников. А вот и любимый всеми колокольчик – «динь-дон, динь-дон, как приятен этот звон!» Играя на колокольчике, можно пропеть или проговорить следующий текст: «Здравствуй, Настенька! Динь-дон-дон!» Таким образом через игру знакомимся с ребёнком, а ему и не так страшно произнести своё имя, которое естественным образом ложится на простую ритмическую музыку колокольчика. Настенька передаёт колокольчик соседу, и песенка повторяется. Ребёнок произносит имя другого человека, стоящего рядом: «Здравствуй, Сашенька! Динь-дон-дон!» Доброе обращение к следующему ребёнку, с улыбкой и мягким взглядом глаза в глаза создаёт атмосферу доверия, хорошего настроения, которое, несомненно, наша цель, чтобы расположить группу детей к дальнейшему продуктивному общению. Именно поэтому нам помогут коммуникативные игры.   

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Формирование коммуникативности -важное условие нормального психологического развития ребёнка. Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу – чаще наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Но мы, воспитатели, знаем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную его адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Заговорились мы с вами, детям пора обедать. Мыть руки… руки мыть… А может, коммуникативная игра поможет? Напеваю любую знакомую песню, встаю в круг и жестами, мимикой, кивками головы (в общем, использую привычные вербальные жесты для общения с детьми моей группы) показываю, что приглашаю их в дружный хоровод. Дети прекрасно ориентируются в пространстве и понимают, что будет происходить дальше. Если кто-то не встал, сел поодаль, оставьте ему наблюдательную позицию. День, другой, неделя –  и он с вами! Как только ребята все встали в круг, начинаю произносить считалку: «Я куплю себе дуду и по улице пойду. Громче дудочка гуди: мы играем, ты води».  Считалка и игра детям знакомы. Водящий выходит в центр круга, заранее зная, что в игре два персонажа: яблоко – в центре круга (это он), и груша, тот, кого выберет ребёнок себе в пару. Далее все поют или проговаривают следующий текст, продолжая двигаться по кругу: «К нам из сада пришло яблоко большое, и оно увело грушу за собою…» На вторую часть стихотворения ребёнок по своему желанию и желанию партнера выбирает себе пару, после чего они парой отправляются мыть руки перед обедом. Может случиться так, что последнему ребёнку пара не достанется, тогда воспитатель встаёт в пару с ребёнком. Груша может интерпретироваться в сливу, дыню, киви и другие варианты, которые придумывают сами дети!

Следует отметить, что организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдения некоторых условий: умения принимать детей такими, какие они есть, учитывать индивидуальность каждого маленького человека, желание играть вместе с детьми, принять любой выбор ребёнка, а также   способности к импровизации в зависимости от обстоятельств, доброжелательного отношения к воспитанникам.

При подборке игр часто использую малые формы детского фольклора: потешки, пестушки, считалки, загадки, заклички. Одна из любимых – «Гости». Дети стоят парами повернувшись друг к другу. Проговаривают всем нам знакомый текст: «Мама, мама! Что, что, что? Гости едут. Хорошо. Здрасте! Здрасте! Чмок, чмок, чмок. Здрасте! Здрасте! Чмок, чмок, чмок». На первой фразе дети прижимаются ладошками с партнером, на второй фразе качают руками вправо – влево, соединив ладони. На третьей фразе один ребёнок разворачивает ладони вверх, второй ударяет по ним два раза, а затем ребята быстро меняются ролями. Четвертая фраза чмокают губами, как бы целуются с родственниками. На протяжении всей игры важно смотреть в глаза партнёра. Есть вариант игры с этой потешкой с  использованием  музыкальных инструментов или обычных сухих палочек  диаметром два-три сантиметра, длиной двадцать-двадцать пять сантиметров.   Ещё есть и  пальчиковая игра с этой потешкой. Такое многогранное использование потешки даёт возможность развития креативных качеств личности.

Так чему же учат коммуникативные игры? Оказывается, они снимают телесные зажимы, помогают адаптироваться к условиям детского сада, способствуют эмоциональной разрядке, развивают воображение, мимику, жесты, активизируют внимание, учат соблюдать правила, знакомят с чувствами и учат их распознавать, развивают социальные навыки, например, позволяют ребёнку самостоятельно найти через игру способ решения конфликтных ситуаций, что очень актуально в наше время. Учат распознавать эмоциональные переживания окружающих и собственные чувства. Такие игры воспитывают положительное отношение к себе и другим людям.

Существуют разные виды коммуникативных игр:

  • игры приветственные;
  • игры с выбором;
  • игры с именами;
  • игры в парах;
  • игры-упражнения по психогимнастике;
  • координационно-подвижные речевые игры;
  • ритмические игры;
  • поцелуйные игры;
  • тактильные игры;
  • игровой массаж ;
  • хороводные игры;
  • подвижные игры;
  • пальчиковые игры;
  • игры с музыкальными инструментами;
  • игры на внимание;
  • игры-повторялки;
  • игры на расслабление.

Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы при работе с детьми, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности.

Помните – неподвижный ребёнок не обучается!