Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада

Большакова С. А., воспитатель ГБДОУ № 25

Давайте детям больше и больше содержания общего,
человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь
 знакомить их с этим  через  родные и национальные явления.
В. Белинский

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

На современном этапе происходит возрождение национальной культуры, все больше исследуется вопрос применения народного опыта в воспитании молодого поколения. У разных народов мира в практике воспитания детей встречаются национальные игры с пальчиками, сопровождающиеся забавными стихотворными формами. В дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях на занятиях  педагоги внедряют в свою работу пальчиковые игры разных народов мира, которые имеют огромную ценность в развитии детей.

Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев… истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев».

Еще в античные времена считали, что «рука – это инструмент всех инструментов», об этом писал, в частности, Аристотель. Позднее в трудах И. Канта указывалось, что «рука – это своего рода внешний мозг … вышедший наружу мозг человека», а Ж-Ж. Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так писал о потребностях маленького ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук».

Современные исследователи также высказываются в пользу данных игр, в частности, педагог и автор множества книг по развитию мелкой моторики Е. Ф. Черенкова отмечает, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Изучая историографию данного вопроса Е. Ф. Черенкова обнаружила, что у самых разных народов мира пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку».

Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. Издатели публикуют множество пособий, содержащих игры с пальчиками, для игры в которые не требуется ничего, кроме желания. В популярных, специализированных, научных журналах все чаще появляются статьи, говорящие об их пользе, печатаются сами игры, такие простые и незатейливые, но, как известно, все гениальное – просто.

В литературе можно найти множество подходов к классификации данных игр. Например, Е. Леонова и Е. Тетенькина, педагоги из Обнинска, пальчиковую гимнастику делят на:

  • самомассаж кистей и пальцев рук;
  • упражнения за столом;
  • пальчиковые игры;
  • упражнения для активации работы мышц глаза.

Л. Гринева предлагает использовать следующие игры, сопровождающиеся стихами:

  • игры со счетными палочками, развивающие внимание, воображение, знакомящие с геометрическими фигурами и понятием симметрии;
  • выкладывание букв из различных материалов (мозаика, семена, орехи, пуговицы, веточки и др.);
  • игры с пластилином;
  • игры с бумагой;
  • игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами.

С. Прищепа, В. Попкова, Т. Коняхина используют в работе с детьми следующие виды игр:

  • игры-манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока»);
  • сюжетные пальчиковые упражнения («Распускается цветок»);
  • пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой (с произношением звуков);
  • пальчиковые кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга», разработанные Г. и И. Деннисон. С помощью них компенсируется работа левого полушария, их выполнение требует от ребенка внимательности, сосредоточенности («Ухо-нос», «Колечко»);
  • пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Моем руки под струей горячей воды»);
  • театр в руке (с помощью пальчиков дети обыгрывают персонаж сказки).

Мы в своей работе используем  пальчиковые упражнения  в течение дня многократно: утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально, во время утренней гимнастики, на физкультминутках, на физкультурных занятиях (в начале комплекса общеразвивающих упражнений; в заключительной части – самомассаж кисти и с помощью массажных мячей), перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу, на прогулке в теплое время года, в зачине подвижных игр или в ходе игры, на досугах, праздниках, развлечениях.

Пальчиковые игры, проводимые ежедневно, приводят к оптимальному результату, и к концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем, развитию всех психических процессов, включая внимание и коммуникативные способности.

Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга (логическое, «рассудочное», обрабатывающее информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически), которому свойственен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему) у левшей, т.к. у них преобладает правое полушарие (невербальное, образное), которому свойственен в отличие от левого полушария синтетический подход по принципу дедукции. «Поэтому в 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля асимметрии, чтобы обеспечить ребенку успешность работы головного мозга, согласованность в работе обоих полушарий с помощью игр с пальчиками», – подчеркивает Г. Логачева.

М. С. Рузина, занимавшаяся подбором и разработкой пальчиковых игр, отмечает ряд их преимуществ, позволяющих:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу;
  • развить внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявления творческих способностей;
  • играя освоить начала геометрии (оригами);
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвращает возможность возникновения неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Развитию внимания способствуют также пальчиковые зарядки для ног. Мелкая моторика пальцев ноги оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга». Эти упражнения привносят эффект новизны, а все новое привлекает детей, они полезны особенно гиперактивным детям (упражнения с помощью шипованных шариков).

И. Малюкова рекомендует использовать пальчиковые игры как элемент игрового самомассажа, так как массаж является мощным биологическим стимулятором, воздействующим на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на пластичность суставов и связок.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов.

Е. Н. Рыжакова и  В. А. Ракитина рекомендуют использовать пальчиковую гимнастику в изучении детьми азбуки, так как она способствуют закреплению зрительно-пространственных образов букв, развитию психических функций, необходимых для изучения школьной программы:

  • внимания, памяти мышления;
  • зрительно-пространственного восприятия и представления;
  • мелкой моторики;
  • речи;
  • конструктивного праксиса.

Упражнения побуждают детей к творчеству, активизируют работу головного мозга, повышают мышечный тонус. Пальчиковая азбука – одно из средств профилактики дислексии и дисграфии.

Для раскрытия творческого потенциала ребенка игры с пальчиками можно использовать, комбинируя с музыкальной и театральной деятельностью на занятиях. А Г. Соколова отмечает целесообразность использования с детьми такого рода игр на занятиях оригами.

И. Галянт и М. Галянт считают, что с детьми необходимо использовать и упражнения, которыми руки изображают конкретные предметы, это способствует развитию мышления, внимания.

Таким образом, через подобные пальчиковые игры мы приобщаем детей к традиционной русской культуре. Также признано, что сочетание движений рук и проговаривания стихотворений делает речь ребенка более четкой, ритмичной и яркой. Следовательно, развитие мелкой моторики является важнейшим фактором в речевом развитии ребенка.

Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание развитию мелкой моторики. Это наиболее важно для детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к освоению сложнейшего навыка, – навыка письма, но эти упражнения рекомендуется использовать, начиная с раннего возраста.

Также пальчиковые игры стимулируют развитие внимания, мышления, памяти ребенка, развивают эмоциональность и творческую деятельность. Недаром такие игры являются одними из самых любимых игр как у детей, так и у взрослых. Ведь пальчиковые игры – это полезное и простое решение многих проблем не только для ребенка, но и для воспитателя и родителя, если захочется поиграть дома или занять ребёнка в транспорте, на улице или в детском саду. Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ими по столу и многое другое.

Таким образом, опираясь на опыт народов, выдающихся педагогов, мыслителей, философов, можно сделать вывод о том, что пальчиковые игры и  упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей дошкольного возраста различных способностей (математических, творческих, музыкальных и др.). Такие игры не требуют много времени, материальных затрат, в них можно играть где угодно и когда угодно.

Литература

  1. Александровская М. Пальчиковая зарядка для ног // Обруч.-1998. – №5. -С.32.
  2. Бодраченко И. Ребенок, музыка, театр // Обруч. – 2006. – №3 – С.18-20.
  3. Галянт И., Галянт М. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. – 2003. – №1. – С. 50-53.
  4. Ерошина С.Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. – 2007. – №4 – С.81.
  5. Леонова Е., Тетенькина Е. Поможем себе! // Дошкольное воспитание. – 2004. – №3.
  6. Логачева Г. Левша // Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. – С.72.
  7. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – С. 79-82.
  8. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // Дошкольное воспитание. – 2008. – №7. – С. 67-70.
  9. Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков: пальчиковая игра с использованием элементов оригами // Дошкольное воспитание. – 2005. – №6. – С. 34-36.
  10. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей пяти-семи лет // Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С.28.
  11. Прищепа С., Попкова П., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005.- №1 .- С.60.
  12. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб.: КРИСТАЛЛ-2002.
  13. Рыжакова Е.Н., Ракитина В.А. Пальцы развиваем, буквы составляем. // Логопед. – 2007. – №2. – С.68-74.
  14. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры.- М.: ДОМ 21век, 2007.
  15. Якубовская Е. И., Еремина Н. В., Иванищенко Л. Н. Развивающие игры, сказки забавы для дошкольников, СПб,: 2015
  16. Интернет ресурсы:
    https://educ.wikireading.ru/3977
    https://www.maam.ru