Итоги проекта «Мой Пушкин»

Алимарданова Г. В., заместитель заведующего по УВР ГБДОУ № 2
Мареева Е. В., воспитатель ГБДОУ № 2
Урухова Р.О., воспитатель ГБДОУ № 2

Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…
А.С. Пушкин

В наше стремительно меняющееся время как никогда актуальна проблема нравственного и эстетического воспитания детей. Нравственность, традиции, любовь к своему Отечеству часто становятся лишь отвлеченными понятиями. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту, – писателями, художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально.

Пушкин – город, в котором родились и растут наши дети. Это их родина, и мы с детства прививаем любовь своих воспитанников к одному из красивейших городов нашей страны: знакомим с его историей, достопримечательностями, культурным наследием. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город – частица России.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному городу без сообщения детям определенных знаний о нем? Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя – показать детям их родной город так, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Мы, воспитатели, рассказываем своим воспитанникам об истории нашего города, о людях, являющихся его гордостью, учим гордиться достижениями предков и современников. Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи материала дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интереса к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое.

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка. В нашем детском саду был разработан и реализован познавательно-творческий детско-родительский проект «Мой Пушкин».

Проект реализован в группе старшего дошкольного возраста и рассчитан на учебный год. Особенность проекта заключалась в том, что в нём принимали участие и дети, и родители, и воспитатели. Совместный сбор материалов по теме занятия, экскурсии по близлежащим улицам, игры, конкурсы, презентации позволили раскрыть творческие способности детей, вовлечь родителей в воспитательный процесс.

Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного края мы проводили в определенной последовательности. В первую очередь проводились беседы и просмотры презентаций на темы, наиболее интересные и понятные детям: исторические памятники, выдающиеся личности, наиболее важные исторические события, связанные с историей города.

Содержание проекта разбито на темы:

  • «История возникновения Царского Села»,
  • «19 октября – День Лицея»,
  • «Екатерининский парк» и т.д.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, воспитатели сами определяют объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению дошкольниками знаний о своем городе. Все предлагаемые в данном проекте темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный образ города. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике.

Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Знакомство с родным краем происходит в ходе ООД, в повседневной жизни, быту. Основное содержание каждой темы реализовывалось в форме специально организованных занятий (это обеспечивало последовательность, систематичность, отвечало логике учебного материала), а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получали через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приемы. Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок большая роль в реализации данного проекта отводилась совместной деятельности взрослых с детьми. Использование дидактических, подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми помогало формировать соответствующие знания и навыки.

С помощью взрослых дети постепенно приобретали следующие знания:

  • у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет: старший дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах;
  • знание отдельных достопримечательностей и исторических мест родного города, главные улицы, архитектурные ансамбли и памятники: немало интересного увидит и узнает ребенок, побывав в Екатерининском и Александровском парках, в Лицее, историко-литературном музее города Пушкина.

Одновременно необходимо знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками и замечательными стихами. Дети с удовольствием слушают произведения А. С. Пушкина, могут выразить свое отношение к героям, дать оценку их поступкам, а свои творческие способности реализовать в инсценировках, чтении стихов, в изобразительной деятельности, проявляя широкую гамму эмоций.  Хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

Впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. И то, какими будут эти впечатления, во многом зависит от нас, взрослых, находящихся рядом с ребенком. Ведь главная наша цель – воспитание современного культурного человека, любящего свой дом, свой город, свою Родину.

Методическая разработка и презентация доступны на официальном сайте ГБДОУ № 2.