Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования

Кобзарь Н.Ю.,  учитель-логопед ГБДОУ  детский сад № 43

научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным…

В.А. Сухомлинский

С введением Государственного образовательного стандарта дошкольное образование становится первой ступенью общего образования человека и направлено на обеспечение качественного дошкольного образования для каждого ребёнка (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.5).

Одной из задач Государственного стандарта является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Преемственность — это согласованность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания,  методов, средств, форм организации воспитания и обучения детей (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.6).

Сотрудники института возрастной физиологии РАО много лет изучали показатели готовности детей к школе, их успешной адаптации и возможных трудностей в обучении. Важнейшими составляющими общей готовности ребёнка к школе,  по мнению ученых, являются:

  • уровень речевого развития: сформированность звукопроизношения и фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи;
  • способность владеть навыками синтеза, анализа, обобщения;
  • хорошо развитое произвольное внимание, память и самоконтроль, а также моторика.

В последние годы значительно увеличилось количество школьников, не справляющихся с программой начальной школы. К числу таких учеников можно отнести детей с тяжелыми нарушениями речи.

Специалисты  отмечают, что эти дети имеют неполноценную речевую деятельность, проявляющуюся во всех компонентах, которые откладывают отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, у них снижена вербальная память, хотя относительно сохранна смысловая и логическая память. Также отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности при его распределении, низкая активность понимания с ограниченными возможностями познавательной деятельности. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с тяжёлыми нарушениями речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. [1,  с. 615].

Проблема преемственности в предшкольном  образовании детей с тяжёлыми нарушениями речи и подготовки  их к обучению грамоте является актуальной, так как дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития детей и коррекции речевых нарушений.

Нами разработана система работы в рамках данной проблемы, где большая роль отводится учителю-логопеду, который определяет цель и задачи, приоритетные направления и формы  коррекционно-развивающей деятельности. С учётом индивидуальных особенностей дошкольников создаются условия и развивающая среда, позволяющая успешно взаимодействовать учителю-логопеду с ребёнком-логопатом.

Цель системы — коррекция речевых нарушений и обеспечение детям с тяжёлыми нарушениями речи равных возможностей для последующего обучения в начальной школе.

Для достижения поставленной цели мы работаем в режиме «обходного пути», координируя функциональные расстройства путем использования современных технологий общения, ориентированных на раскрытие  сохранных возможностей и способностей ребенка через побуждение его к деятельности, связанной с его потребностями (мотивы).

Основными линиями нашей системы являются:

  • коррекция нарушений звукопроизношения;
  • развитие фонематических процессов и овладение элементами грамоты;
  • расширение активного, пассивного словаря, грамматического строя и связной речи;
  • развитие умений слушания и говорения;
  • формирование чувства языка, профилактика нарушений письма и чтения;
  • формирование мотивации к обучению.

Важное направление в данной системе – это работа по подготовке к обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи, которая определена двумя периодами, каждый из которых решает определённые задачи:

Подготовительный период (1 год обучения – старшая группа)

Задачи:     

  1. Стимулировать развитие ВПФ на основе работы участников  коррекционно-педагогического процесса.
  2. Развить слуховое восприятие,  внимание и память как основу для подготовки к обучению грамоте.
  3. Ознакомить с органами артикуляции, способами произнесения звуков и их условными обозначениями. Поставить и закрепить правильное произношение звуков.
  4. Учить слышать отдельные звуки в составе слова, определять их положение в слове и дифференцировать звуки по их характеристикам, употреблять в речи термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».
  5. Развить общую и мелкую моторику, конструктивный праксис.
  6. Пропагандировать среди родителей идеи коррекционно-развивающего образования и обеспечить активное сотрудничество с ними  в рамках предшкольного образования детей.
Букварный период (2 год обучения – подготовительная группа)

Задачи:    

  1. Стимулировать развитие ВПФ на основе работы участников  коррекционно-педагогического процесса.
  2. Учить выявлять различия в звуковом составе слов; слоговому анализу  и синтезу с использованием схем; составлять слова из звуков и слогов.
  3. Учить употреблять термины: «глухой звук», «звонкий звук», «ударный гласный звук».
  4. Ознакомить с буквами, упражнять в дифференцировке понятий «звук» и «буква», формировать навык читать отдельные слова.
  5. Развить общую и мелкую моторику, конструктивный праксис.
  6. Пропагандировать среди родителей идеи коррекционно-развивающего образования и обеспечить активное сотрудничество с ними в рамках предшкольного образования детей.

Такая система работы позволила нам выйти на конечный результат, который может быть представлен в виде модели выпускника логопедической группы:

  1. Максимально скорректированы речевые нарушения и раскрыт индивидуальный потенциал ребенка  с тяжёлыми нарушениями речи.
  2. Ребенок умеет оперировать единицами языка: звук, слог, слово, предложение; внимателен  к собственной речи и речи окружающих.
  3. Ребенок владеет речевой коммуникацией, умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, у него сформирована линия  произвольного поведения.
  4. У ребенка сформирована мотивационная готовность к школьному обучению.

Таким образом, система работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  может рассматриваться как связующее звено в преемственности между школой и детским садом, потому что созданные нами условия и развивающая среда позволяют каждому ребенку, посещающему логопедическую группу, развиваться в соответствии  со своими индивидуальными и  возрастными особенностями.

Положительным результатом работы по данной системе мы считаем успешное обучение в начальной школе наших выпускников.

Литература

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 216 с.
  2. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 .