ГПД: «детки в клетке» или устойчивая система развития образования после уроков

Токаревских С.А., учитель, воспитатель ГПД ГБОУ школы № 297

Ребенок воспитывается  разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

Что такое продленка или группа продленного дня? Это форма по организации свободного времени учащихся младших классов после уроков.  Группы продленного дня удобны для работающих родителей, у которых нет возможности забрать ребенка из школы днем. Они уверены, что учащиеся после уроков в школе находятся под присмотром и в полной безопасности, общаются со сверстниками и развиваются, занимаются полезными делами, и при этом для них организованы прогулки и питание.

Значит, основная функция ГПД – присмотр за детьми во второй половине дня, во главу угла которой ставится лишь безопасность ученика?

За годы в школе сложилась четкая практика, что в обязанность педагога ГПД входит только сопровождение детей на прогулках, отправка на секции и в творческие объединения ОДОД, контроль за их времяпрепровождением.

Впервые вопрос о роли ГПД встал перед педагогическим сообществом нашей школы в момент разработки новой программы развития школы на 2020-2024 годы. К этому времени в школе уже четко была определена роль интеграции основного и дополнительного образования как равноправных составляющих образовательного процесса, постоянно возрастало значение внеурочной и проектной деятельности.

Тогда впервые мы решили обратить серьезное внимание на группы продленного дня, в которых подчас обучающиеся проводят большее количество времени, чем на основных школьных уроках.

Перед нами не стоял вопрос: «С чего начать?». В школе уже пятый год работает система оценки качества образования с использованием метода педагогических измерений. Поэтому мы начали работу с анализа и оценивания качества образования в ГПД, создав для этого спецификации и универсальный кодификатор оценки качества на основе принципов сквозных образовательных технологий и совершенствования деятельности творческих мастерских.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки и предъявления учебной информации, но с другой стороны, – это и способы взаимодействия, творческого сотрудничества между преподавателями и учениками в процессе обучения. В работе ГПД именно они выходят на первое место.

В нашей школе методы и средства обучения в группах продленного дня находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности с основной образовательной программой. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Нам осталось только обобщить и систематизировать имеющуюся в школе практику по формированию системы качества образования в различных сферах деятельности школы.

Впервые для групп продленного дня была создана междисциплинарная образовательная программа, включающая единые модули для всех параллелей и индивидуальные траектории развития каждого школьника. Так «продленка» стала неотъемлемой частью учебного процесса благодаря тому, что в ее работу вошли обязательные образовательные и воспитательные элементы (дополнительные уроки, проектные исследования, занятия в новых формах, наставничество).

Для каждой группы продленного дня создано постоянное расписание на неделю, в которое входят дисциплины:

  • «внеклассное чтение», занятия проводятся ежедневно;
  • ОФП, занятие проводится 4 раза в неделю и составлено с учетом физических возможностей учащихся всей группы;
  • история и культура родного города Санкт-Петербурга, занятия проводятся 2-3 раза в неделю;
  • «функциональная грамотность»;
  • самостоятельная подготовка.

Нас прежде всего интересовала оценка нововведений родителями (законными представителями) обучающихся. Для этого на сайте школы была размещена анкета для родителей, результаты которой постоянно анализируются.

Мониторинги становления новой системы развития обучения в группах продленного дня наглядно позволяют увидеть все слабые и сильные места программы, сделать необходимые выводы и корректировки, принять управленческие решения.

Одна из таблиц мониторинга качества образования ГПД

Мониторинг качества образования группы продленного дня класса ________________
за ______________ четверть (полугодие) ______________________ учебного года  
Воспитатель ГПД ___________________________

Мы в самом начале интересного, творческого и очень сложного пути, который подчас вызывает большое сопротивление. Мы знаем – он будет длинным, но созидательным. Впереди возникнут новые проблемы и их решения.

Летом 2022 года вышел Федеральный закон от 14.07.2022 №301-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который закрепил единый порядок групп продленного дня и полностью подтвердил правильный выбор направления работы нашей школы.