Игровые приемы на уроках истории как способ повышения качества знаний

Седых Г.В., учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 449

  Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Лихачев Б.Т., советский и российский учёный-педагог

Современные образовательные технологии способствуют повышению качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС ООО всё более актуальным становится использование игровых технологий на уроках истории и обществознания.  

История – предмет прежде всего нравственно-этический, и его задача – воспитывать учеников через сопереживание исторического процесса, учить анализировать факты истории человечества. Поэтому использование игровых технологий так необходимо на уроках истории. Например, в 5-8 классах для активизирования познавательной деятельности обучающихся можно использовать различные игры. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (быстрая утомляемость, небольшой запас исторических представлений), отвечает их познавательным потребностям. В игровой деятельности учащиеся лучше усваивают материал любой сложности. Для создания ситуации успеха педагогу важно поставить цель, вовлечь в игру весь класс, управлять ходом игры, сочетать индивидуальную и коллективную форму работы, подвести итог, провести рефлексию. Классификация игр разнообразна, но по характеру педагогического процесса на уроках чаще используются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Игра для школьника важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих соображений удобства и порядка. Игра позволяет сделать динамичным и интересным процесс усвоения исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрежку. Знания в игре усваиваются через практику. Обучающиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Многие игры просты в исполнении. По времени они могут занимать в среднем от 10 до 30 минут. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

Урок-игру можно применять как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения, при этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся. Для школьников 5-8 классов можно провести уроки-КВНы, телемосты, соревнования, аукционы и т. д. В старших классах – уроки-диспуты, деловые игры, конференции, выборы, уроки-спектакли. Несмотря на то что на их подготовку уходит довольно много времени, эффект от таких уроков очень высок. Например, темами таких уроков могут быть «Как было написано первое письмо», «Путешествие в Древний Египет», «Подвиг Жанны д`Арк», «Гуситские войны» и др. Игровые технологии можно использовать и в проведении внеурочных мероприятий, например: «Что? Где? Когда?», «Путешествие на Машине времени», «Самый умный», «Конкурс знатоков», «Экскурсия по музеям знаменитых исторических деятелей». Уроки-игры, которые так любят ученики, проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства. В конце учебного года в качестве итога обучения можно организовать церемонию вручения учащимся званий «Лучший историк», «Лучший обществовед», «Лучший экскурсовод». Подобные уроки помогают ученикам ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, вызывают мотивацию, интерес к предмету, учат работать с различными источниками информации, находить и использовать необходимый материал.

Прекрасный способ внедрить игровые технологии на уроках истории – это проведение ролевой игры. Ролевая игра – это ситуация, в которой участник выступает в нехарактерной для себя роли, поступает непривычным образом. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Компонентами ролевой игры выступают:

  • моделирование – формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации;
  • инструктаж – вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации;
  • подкрепление – поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Положительные стороны ролевой игры:

  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.
  5. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
  6. Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

Роль учителя заключается в том, что он предоставляет участникам игры возможность принимать новые формы поведения, определяет поведение в той или иной игровой ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли. Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?

  1. Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.).
  2. Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (крестьянин, феодал, воин, торговец и др.).

Ролевую игру можно применять на уроках совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.); на уроках обобщения и систематизации.

В качестве рефлексии после проведения ролевой игры можно применить метод “Синквейна”. Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти  строчек по определенным правилам: 1-ая строка – название темы, 2-ая  строка – это определение темы в двух прилагательных, 3-я строка – это три  глагола, показывающие действия в рамках темы,  4-ая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к теме, 5-ая строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

На уроках изучения нового учебного материала можно использовать игру “Три предложения”. Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и с более точной передачей содержания. Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, “Интервью с историческим героем”, “Найди ошибку”, “Аукцион имен”, “Отгадай термин, героя и событие” и т.д.

Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Методически верно организованная игра требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.