Временная музейная экспозиция в детском саду как итог семейного досуга в рамках культурно-образовательной практики «Четыре стихии, спрятанные в глиняном горшочке»

Захарова А. М., старший воспитатель ГБДОУ № 47
Богданова Ю. А., воспитатель ГБДОУ № 47

В статье описывается культурно-образовательная практика, основанная на использовании народного декоративно-прикладного творчества как компонента материального и духовного социокультурного наследия в целях развития личности ребенка-дошкольника.

Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение новой парадигмы образования, в которой сам ребенок выступает как субъект детских видов деятельности, в процессе которых он познает окружающий мир.

Применение инновационной технологии музейной педагогики в дошкольном образовании создает условия для активной деятельности ребенка через погружение его в специально организованную предметно-пространственную среду. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество музея и детского сада путем организации тематических экскурсий для дошкольников. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению воспитательных и образовательных задач через музейно-педагогическую деятельность как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении есть мини-музей посуды «Посуда вчера и сегодня», собранный с помощью педагогов и родителей воспитанников. Чего там только нет! И столовая посуда, и чайная, и кухонная, выполненная из разных материалов. В нашем мини-музее можно трогать руками экспонаты, переносить, исследовать, изучать их. Внимание детей в мини-музее привлек коричневый глиняный горшочек с красивым орнаментом. Мы предложили ребятам самим отгадать название этого предмета посуды, разгадав загадку:

В земле родился,
В огне закалился,
В печке сгодился.

Дети затруднялись с ответом, поэтому мы сообщили им, что речь идет о глиняном горшке.

У детей возникло много вопросов:

– Почему в загадке говорится: «В земле родился»?
– Из чего он сделан?
– А где берут глину?
– Как он в огне закалился?
– Для чего его обжигают в печи? И т. д.

Каждый из перечисленных вопросов стал предметом совместного обсуждения в группе детского сада и в семье. В ходе обсуждения определился один вопрос, на который родителям совместно с детьми предложено было найти ответ: «Как вода, земля, воздух и огонь соединились в глиняной посуде?».

Так возникла идея создания в дошкольном учреждении временной музейной экспозиции посуды из глины как итога деятельности всех участников образовательных отношений в рамках семейного досуга культурно-образовательной практики «Четыре стихии, спрятанные в глиняном горшке».

Дидактический материал для родителей, используемый при организации семейного досуга, представлен в виде двухстороннего буклета «Гармошка» на 18 фальцах с заданиями. В буклет вложены инструкции по работе с QR-кодом и интерактивной картой. Первая страница буклета содержит мотивирующее вступление. Семье предлагается отгадать ребус и узнать название предмета, которому посвящена прогулка, а также найти ответ на вопрос «Как вода, земля, воздух и огонь соединились в глиняной посуде?»

Объектами культурного наследия как основы для организации познавательной деятельности были выбраны экспонаты глиняной посуды Историко-литературного музея города Пушкина. В экспозиции музея «Царскосельский трактир» можно увидеть, какой посудой пользовались жители города Пушкина в давние времена, познакомиться с экспонатами посуды из глины (керамики). Перед семьей стояли следующие задачи:

  • Определить, какая посуда, представленная в музее, сделана из глины;
  • Рассмотреть вместе с ребенком каждый предмет посуды, выполненный из глины, и постараться подобрать изображения в буклете, на которые, по мнению ребенка, они похожи по форме. Рассматривая посуду из глины, обратить внимание ребенка на ее отличительные особенности.
  • Помочь ребенку определить, какую посуду из глины и для каких целей можно использовать (глиняная посуда для хранения сыпучих продуктов, для приготовления пищи, для приема пищи и т. д.).

Анализ экспонатов музея, поиск названий предметов посуды из глины, определение предназначения в быту обогащает художественно-эстетические впечатления ребенка, а также расширяет представления   детей о глиняной посуде. Разгадав вместе с ребенком ребус в буклете, можно узнать, как называется профессия мастера, занимающегося изготовлением посуды из глины. Среди экспонатов глиняной посуды, представленных в музее, родителям предлагается помочь ребенку выбрать предметы посуды, которые по форме похожи на свеклу или репку, и нарисовать прямо в буклете эскиз будущего изделия. А также ответить на вопросы:

  • Можно ли самому сделать глиняную посуду по собственному эскизу?
  • Что для этого необходимо?

Если последний вопрос вызвал у ребенка затруднение, можно воспользоваться аудиоподсказкой из буклета, воспользовавшись сканером QR-кодов с помощью взрослого (Рис. 1).

        

 Рис. 1. Звуки четырех стихий (земля, вода, огонь, воздух)

Предлагаем родителям вместе с детьми продолжить прогулку к месту, где четыре стихии природы помогают родиться глиняному горшочку, и найти ответ на вопрос: «Как вода, земля, воздух и огонь соединились в глиняной посуде?».

Используя Google-карту, родители с детьми могут сами построить маршрут или воспользоваться готовой картой «Царскосельское детство», вложенной в карман буклета.

Социокультурным институтом для организации творческой деятельности детей и родителей нами был выбран культурно-досуговый центр «София» (студия керамики и гончарного мастерства «Черепаха»). В культурно-досуговом центре детям представилась возможность познакомиться с устройством мастерской (оборудованием), технологией изготовления посуды из глины, готовыми изделиями, созданными руками как детей, так и взрослых. Используя рисунок глиняного горшочка (эскиз будущей посуды), ребенок  получает возможность попробовать изготовить его для музейной экспозиции. Родителям же предлагается:

  • Обратить внимание детей на то, как хранится глина в мастерской.
  • Объяснить, для чего глину хранят в закрытом пластиковом контейнере.
  • Помочь ребенку размягчить глину с помощью воды, подвести к выводу, что именно вода придает глине мягкость и пластичность.
  • Вместе с ребенком на гончарном круге придать глине форму горшочка и поставить на просушку, чтобы горшочек стал твердым.
  • Обратить внимание ребенка на то, что именно воздух помогает глине стать твердой, но для прочности изделия его необходимо обжечь огнем в специальной муфельной печи. После обжига глиняное изделие превращается в керамику, становится прочным. Таким образом изделия из глины содержат в себе четыре стихии природы: землю, воду, воздух и огонь.

Изготовленные в мастерской детьми совместно с родителями глиняные горшочки презентовались в группе и пополнили временную музейную экспозиции в детском саду.

В кармашке буклета для ребенка спрятана памятка о совместном досуге, проведенном вместе с родителями. Ребенку предлагается с помощью взрослого ее сложить так, чтобы получилась книжка-раскладушка (Рис 2.)

   Видеоинструкция

                              Лицевая сторона                                  Изнаночная сторона 

Рис. 2. Книжка-раскладушка

Совместная работа детей и родителей над музейной экспозицией сделала весь процесс  близким и понятным для ребенка, так как в обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, создатель экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа и мама. Таким образом у ребенка формируется высокая познавательная мотивация, навыки сотрудничества и возможность самовыражения. Совместный досуг стимулировал творческую (продуктивную) деятельность как взрослых, так и детей, поэтому для детей была организована глиняная мастерская в нашем дошкольном учреждении (готовые изделия ребят были отданы в профессиональную гончарную мастерскую на обжиг). Родители отметили, что уже достаточно давно живут в Пушкинском районе, но им ни разу не приходилось бывать в Историко-литературном музее. Помимо экспозиции «Царскосельский трактир» их заинтересовали и другие экспозиции.

Культурно-образовательная практика способствовала:

  • Расширению представлений у детей о глиняной посуде и гончарном мастерстве через опыт личных ощущений в социокультурном институте (музее, гончарной мастерской).
  • Обогащению художественно-эстетического впечатления ребенка через взаимодействие с объектами окружающего мира и декоративно-прикладного искусства.
  • Повышению творческого потенциала детей и родителей в процессе совместного освоения технологии работы с глиной как основы художественного гончарного мастерства.
  • Развитию плодотворного сотрудничества всех участников образовательных отношений путем включения их в творческий процесс по созданию и пополнению музейной выставки посуды из глины.

Перспективы развития культурно-образовательной практики нами рассматриваются в трех взаимосвязанных направлениях:

  • По тематике: мы планируем связать четыре стихии природы с социокультурными объектами города. Предполагаемые маршруты: стихия земли – «Александровский сад», стихия воды – «Пруды Царского села», стихия воздуха – аэропорт «Пулково».
  • По содержанию: мы предполагаем, что при разработке дидактических материалов нами будет учитываться тот факт, что большинство семей имеют двоих детей, следовательно, задания должны быть разного уровня сложности.
  • По организации: при разработке маршрутных прогулочных буклетов планируем включать только один социокультурный объект, что позволит сократить время прогулки.

Литература:

  1. Боякова Е. В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «институт художественного образования». — 2011. — № 1. http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/ boyakova_07_03_2011.pdf
  2. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
  3. Методические рекомендации по проектированию системы культурных практик, позволяющих воспитанникам накопить положительный опят самоопределения и самореализации в процессе взаимодействия с объектами окружающего мира. Авторы: Шейко Н. Г., Виноградова Л. А., Виноградова Н. В., Нилова Т. М. (ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга)
  4. Бурцева С. Е. Конспект занятия-экскурсии в мини-музее народного быта для старшего дошкольного возраста «Керамическая посуда Древней Руси» /С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. – Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 7 (17). – С. 50-52.
  5. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6 – С. 45-46.