Роль семейного чтения в приобщении ребенка к книге

Педченко Е. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый родитель наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто –  нет. Поэтому именно в  этом возрасте особенно важно приобщить ребенка к чтению.

К сожалению, в наш век информационных технологий отношение детей к книге изменилось, интерес к  чтению стал падать. Сейчас дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не хотят читать, у них снижается успеваемость, т.к.  еще в дошкольном возрасте  они не научились слушать и обрабатывать полученную информацию.

Способность тщательно обдумывать информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются.  На странице можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает придуманный другими образ.

Таким образом, необходимо с дошкольного возраста научить ребенка любить книгу, воспитывать внимательность, навык принятия и переработки нужной информации.

Всем известно, что желание читать и стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Ранний возраст – это благоприятное время, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и к чтению.

Привить любовь к чтению сразу невозможно. Это долгий процесс, требующий постоянной работы и терпения.

Самое лучшее, что для этого  придумало человечество, – семейное чтение – универсальное средство духовного общения с детьми.  Если в семье любят книги и читают их, то можно надеяться, что и  в ребенке проснется интерес к литературе.

Традиция семейного чтения  очень важна в системе семейного воспитания. И она не уйдет в прошлое, даже несмотря  на наличие в семье  телевизора, компьютера и других источников информации.

Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое  и является самым  главным  и самым действенным.

Важно помочь родителям прививать  своим детям любовь к книгам и чтению.

В нашей группе мы решили делиться друг с другом книгами.  «Поделись книгой» – так назвали мы этот проект. Суть его в том, чтобы желающие  в нём участвовать, приносили свои книги в детский сад и ставили их  в «мини библиотеку» (контейнер). Ребенок вместе с родителями выбирает, какую книгу он хотел бы прочитать дома, родители записывают в определенную тетрадку название книги, дату, когда они взяли книгу домой,  фамилию, имя ребенка, и забирают книгу.

Таким образом,  происходит обмен книгами.

Прочитав дома с родителями книгу, ребенок  делает рисунок-иллюстрацию  и приносит в группу.

Раз в месяц происходит выставка этих работ,  а маленький читатель может рассказать  всем деткам о прочитанной книге.

Заканчивается проект награждением всех участников.

 В нашем проекте  «Поделись книгой» участвовало примерно 50% воспитанников  группы. Те дети, которые не участвовали в обмене книг по разным причинам, с интересом слушали рассказы юных читателей и с удовольствием рассказывали о своих любимых книгах.

Думаю, такой вид семейного чтения может быть организован для любой возрастной категории детей. И конечно,  подобный досуг будет полезен  как детям, так и их родителям. Ведь общение сближает. Дети узнают об интересах своих сверстников, общаются с родителями, фантазируют, мечтают, развивают свою речь, начинают интересоваться книгами и, надеемся, вырастут увлеченными читателями.

Этого так не хватает в современном мире!

Воспитатель в данном проекте является мотиватором, проводником в необыкновенный мир книг!

А главная ценность семейного чтения – общение в семье!